Комментарии по теме

«До­ку­ме­нта­ция на BS8.0 доступна на русском языке»
Олег Точенюк:
"Наличие внятной документации" -  да с внятной документаций и по ECC местами не очень, так как читаешь одно, по факту работает другое, хотя с пятой попытки начинаешь понимать, что в...
«Описание файла SWIFT MT 940 на примере за­гру­жа­е­мой эле­ктро­нной ба­нко­вской выписки в SAP S/4 HANA»
Екатерина Васина:
Добрый день, Дмитрий! Благодарю за существенное замечание про "грыжики". Методики действительно нет, я не корректно употребила термин. Следовало написать иначе. Суть состояла в том, что изучив...

База знаний

Вы можете подписаться на эту колонки этого автора, если авторизируетесь или зарегистрируетесь

Банк в облаке: что говорит зарубежный опыт?

18 мая 2016, 16:42

Россия в 2014 году занимала всего 1% мирового рынка банковских облачных приложений, а по абсолютным показателям была на уровне Южной Африки. Цифры выглядят еще более печальными на фоне того, что глобальный банковский сектор уже «проголосовал деньгами» за облака: в том же 2014 году более 60% банков тратили от 20 до 39% ИТ-бюджетов на облачные платформы и приложения, а 22% организаций считали нужным потратить на 40% и больше. Такие цифры приводятся в исследовании аналитического агентства Ovum «Решающая роль облачных вычислений в процессе трансформации розничных банков» (The Critical Role for Cloud in the Transformation of Retail Banks, Kieran Hines, Practice Leader, Financial Services Technology), целью которого было определить уровень проникновения облачных технологий в зарубежном банковском секторе.

200 топ-менеджеров банков разных стран мира – директоров по ИТ, стратегическому развитию и других руководителей, принимающих решения в ИТ-сфере (см. график 1), подтвердили, что активно используют облака для таких насущных задач, как развитие в высококонкурентной среде, борьба за лояльность клиентов, предотвращение мошенничества и финансовых потерь.

График 1. Распределение респондентов исследования Ovum

Общее число респондентов

200

в т.ч. из регионов

Северная Америка

50

Европа

50

Азия, Океания и Австралия

50

Центральная и Латинская Америки

25

Средний Восток и Африка

25

в т.ч. по размеру банковских активов

$1-9 млрд

52

$10-49 млрд

60

$50-99 млрд

29

Более $100 млрд

59


Более 70% респондентов считают облачные технологии стандартной или даже приоритетной моделью для банковских систем, редко используют облака 29% и лишь 0,5% респондентов никогда ими не пользовались (см. график 2).

График 2. Политика в отношении использования облачной модели SaaS в зарубежных банках

Облака, по мнению участников исследования, помогают создать платформу для трансформации розничного банкинга и усилить конкурентные преимущества – в том числе, за счет использования «больших данных» и высокоскоростной обработки информации.

Однако далеко не все банки готовы вот так сразу отдать в облака ключевую информацию о продуктах, клиентах и транзакциях. Банки традиционно консервативны и осторожны во всем, что касается конфиденциальной информации. Но в этой сфере есть и области, не связанные с такими данными – и здесь применение облачных технологий может дать значительные преимущества. Показательный пример – испанский банк Santander и одноименная финансовая группа. В качестве первого шага Santander вывел весь закупочной процесс в дочернюю компанию Aquanima . Идея централизовать и стандартизовать закупки за счет подключения к облачной бизнес-сети поставщиков SAP Ariba позволила группе Santander экономить около 500 млн евро в год. Для сравнения: примерно в такую же сумму могут обойтись Евросоюзу меры по полному изъятию 500-евровых купюр из обращения.

Из отчета Ovum следует, что банки видят выгоду от облаков не только во вспомогательных процессах. Выпуск новых продуктов, управление взаимоотношениями с клиентами, обработка платежей, дистанционное банковское обслуживание, регуляторная отчетность, информационная безопасность и защита от мошенничества, маркетинг – это те области, где гибкость и адаптивность облаков проявляются в полной мере. Большинство участников исследования считают, что переход к использованию облачных сервисов – не одномоментный процесс, поэтому банкам уже сегодня необходима долгосрочная облачна­­­­­я стратегия.

Возьмем, например, такую задачу, как повышение оперативности ответа на запросы клиентов. Современный клиент нетерпелив и очень быстро перестал считать «фишкой» банка оперативное открытие счета или принятие решения по выдаче кредита прямо во время визита в банк. Скорее, его удивит – причем неприятно – то, что банк не предоставляет такую возможность, не отвечает в реальном времени на комментарий или вопрос в соцсети, не дает возможности отслеживать статусы заявлений. Лояльность клиентов к банку во многом определяется скоростью обратной связи. И здесь правильно построенные процессы, базирующиеся на высокопроизводительных решениях, становятся конкурентным преимуществом. В немецком Aareal Bank  всего через 10 недель после внедрения облачного решения на базе SAP HANA был отмечен 70% рост скорости обработки обращений пользователей. Американский Live Oak Bank , работающий, в основном, с компаниями малого бизнеса, с помощью решения SAP Cloud for Analytics изменил подход к выдаче кредитов. Анализ данных заявок в реальном времени помог банку сразу в двух задачах: снизить риски выдачи «проблемных» кредитов и повысить клиентоориентированность, сократив время ожидания решения. С учетом того, что проекты по подключению к облачным сервисам проходят быстрее и проще по сравнению с внедрениями традиционных ИТ-систем, источником выгод для банка стал и быстрый запуск в продуктив. 

Банки хотят знать о своих клиентах больше. И это вполне понятно, ведь так достигаются сразу две цели: защищать свои интересы и управлять лояльностью клиентов. Социальные сети аккумулируют максимум информации, она постоянно обновляется и пополняется. Анализировать эти данные во всем их многообразии – буквально держать руку на пульсе клиента, видеть, какие события в его жизни происходят, понимать его предпочтения и предугадывать желания. Банк PNC (США) использует для гибкого начисления процентных ставок информацию об онлайн-покупках клиентов, данные из аккаунтах в соцсетях. Commonwealth Bank of Australia (CBA), сопоставляя транзакции своих вкладчиков с их интернет-активностью, добился значительного снижения доли просроченных кредитов. Облачные технологии уже в ближайшие годы кардинально изменят и маркетинг банков: он станет по-настоящему клиентоориентированным, давая банку возможность «на лету» оценивать, как меняются предпочтения клиентов, оперативно формировать новые услуги и персонализировать свои предложения. Популярным трендом уже несколько лет являются платежи без пластиковых карт, с идентификацией при помощи мобильного телефона или отпечатка пальца. Облака, благодаря высокой скорости обработки данных, помогают мгновенно провести идентификацию – клиент не хочет ждать! По оценкам MarketsandMarkets, в 2014 году оборот бесконтактных платежей в мире составил около $4,9 млрд, а к 2018 году приблизится к $10 млрд.

Для многих зарубежных банков вопрос необходимости облачных технологий уже в прошлом: облака подтвердили свою эффективность для поддержки роста, экспансии бизнеса, создания новых продуктов, повышения качества услуг и конкурентоспособности (см. график 3). Из инновации они превратились в бизнес-стандарт, из способа оптимизации ИТ – в основу работы всей экосистемы банка. И в этом, на мой взгляд, один из важнейших выводов, который можно сделать из исследования Ovum.

График 3. Оценка преимуществ использования облачной модели, зарубежные банки

Так обстоит дело в большинстве стран мира, на разных континентах. А что же в России? Уверен, что мировой опыт 2014 года может быть нам полезен в 2016-м – зная, какую реальную пользу уже получили банки от «облаков», можно быстрее преодолеть отставание. Но в этой статье я намеренно не касался российской специфики. Прежде, чем к ней перейти, хотел бы задать вам, уважаемые читатели портала SAPLand, несколько вопросов:

  • какой вам видится ситуация с внедрением облачных сервисов в российских банках,
  • в чем сходство и отличие от мирового опыта,
  • какие проблемы и особенности российского банковского сектора влияют на проникновение облачных технологий?

Жду ваших комментариев и готовлю следующий выпуск – обсудим, каков прогноз «облачности» в российских банках.

Ролевое назначение : Руководитель / Manager, SAP Консультант / Consultant

Функциональная область : Финансы и управленческий учет / Financials, SAP Cloud / SAP Cloud

Ключевые слова : SAP for Banking