Меню

Экосистема SAP: мнения участников SAPPHIRE и TechED (Мадрид 2011)

Владимир Соломин, Партнер ЗАО «БДО Юникон Бизнес Солюшнс»

 

SAPLand: По сравнению с кризисом 2009 года, как, на Ваш взгляд, рынок IT сейчас выходит из кризиса? Какова сейчас ситуация?

ВС: Если говорить про рынок IT в России, то реально большой спрос на услуги внедрения решений SAP: кто-то из клиентов только начинает такие проекты, другие компании уже пошли дальше – занимаются ERP, системой планирования, бизнес-аналитикой и так далее. В то же время на рынке огромный дефицит SAP-овских консультантов: в 11-ом году мы почувствовали, что спрос на консультантов очень высокий. Соответственно, одна из самых больших проблем всех консалтинговых компаний – это высокий уровень зарплат специалистов по SAP. Это одни из самых дорогостоящих специалистов в сфере IT. Даже люди, приходящие на стажерские позиции, готовы работать за зарплату не меньше, чем у бухгалтера или экономиста с большим стажем.

SAPLand: Как обычно, спрос рождает предложение...

ВС: Да, рынок IT вышел из кризиса, иесть сейчас ситуация с консультантами SAP еще более сложная, чем в 2008 году, до кризиса - дефицит увеличился. В 2009 году многие компании, не имея возможности реально оценить глубину и продолжительность кризиса, сократили свои затраты на обучение, подготовку  персонала. Не было проектов или проекты приостанавливались, сокращались, соответственно - не было стимула набирать новых сотрудников.

SAPLand: Вы считаете, что в 2012-13 годах будет рост количества проектов SAP?

ВС: Очень сложный вопрос - все-таки спрос на SAP-решения все равно зависит от внешней экономической ситуации. Первое, что сделают компании, если упадет спрос на их продукцию, экономические показатели, связанные с EBITDA, не будут покрывать инвестиционные показатели - заморозят, остановят или сократят крупные IT-программы. Это если говорить о частном бизнесе. Госкорпорации, скорее всего, будут зависеть от того, как будут финансироваться их бюджетные программы: если они сократятся, значит, сократятся и IT-проекты. С другой стороны, IT-проекты, связанные с внедрением SAP - как правило, долгосрочные проекты, около года и более. Это большой период, чтобы компания почувствовала, какова ее ситуация с прибылью. Если мы уже с клиентом уже потратили много сил и ресурсов на проект, то, как правило, этот проект не останавливают, его заканчивают. Поэтому сейчас много компаний на рынке с амбициозными планами, очень серьезными IT-стратегиями. И пока их сокращения в России я не почувствовал.

SAPLand: Сейчас SAP CIS одной из своих задач ставит расширение и развитие экосистемы SAP в России и СНГ. Что Вы вкладываете впонятие «экосистема SAP»? Какиеосновные составляющие обязательно должны быть в этой экосистеме?

ВС: В этом году компания SAP продекларировала стратегические цели:  развитие экосистемы, тройной рост рынка специалистов, которые готовы оказывать качественные услуги в качестве партнеров SAP. Если нас будет в три раза больше, чем сейчас, очень важна организация управления партнерами SAP со стороны самой компании. Это должна быть, наверное, какая-то иерархическая структура, а не просто channel-manager или партнерский отдел. Я думаю, что она к тому же еще может быть и матричной, когда пересекаются в организации работы и индустриальная специфика, и специфика рынка, малый бизнес, средний, большой бизнес, и специфика решений, которые предлагаются для этой матрицы. То есть мы получаем некий OLAP-куб, который, как кубик Рубика, должен правильно крутиться и стороны всегда должны собираться в нужные цвета. Очень много зависит от самого SAP:просто призывать клиентов ипартнеров вложиться в обучение и подготовку специалистов будет, конечно же, недостаточно. Должна появиться, например, база знаний, которая позволяет клиентам компании выбрать те материалы, те решения, тех партнеров, которые обладают компетенциями и опытом в решении их задач. Именно на этих продуктах, именно из этой отрасли, именно с нужной спецификой.

SAPLand: Если посмотреть европейский, американский опыт, то в развитии экосистемы SAP большую роль имеют SAP User Groups, они вкладывают много отраслевых знаний в эту общую систему. Насколько реально создать такие сообщества в России, насколько это востребовано?

ВС: Некоторые наши клиенты уже участвуют в европейских сообществах пользователей SAP – как правило, это компании, которые уже решают достаточно сложные задачи, связанные с развитием внедренных решений и новыми задачами, и им интересен уж не только российский, но и европейский, зарубежный опыт. Они общаются с зарубежными компаниями, которые такие же задачи уже решили,обсуждают проблемы, получают информацию для стратегии развития продуктов SAP. Известно, что основные центры компетенции по доработке и разработке функционала – это все-таки Германия и Америка, в России больше развита именно локализация, доработка решений с учетом российской специфики, в основном - ERP-решения. В России, насколько я знаю, 2-3 года назад уже была попытка создать ассоциациюпользователей SAP, ряд компаний из России и СНГ в нее вступили, SAP это поддерживал. Потом, возможно, из-за кризиса, как-то все замерло, сессии и собрания стали нерегулярными. Я думаю, что дело не в том, чтобы какие-то внешние люди от SAP создавали эти сообщества, а в том, чтобы SAP понимал, какое сообщество для какой компании более эффективно. Например, если есть много клиентов в России с похожими проблемами и задачами внедрения, то должно появиться сообщество для них  в России. Если таких клиентов мало – то, видимо, лучше их призывать присоединиться к европейскому сообществу. То есть получается опять как кубик Рубика – важно знать, как его правильно сложить.

 

Алексей Александрович Смирнов, Руководитель проектного офиса ОАО «Газпром нефть»

 

SAPLand: Сейчас у компании SAP в России стоят очень амбициозные планы и по увеличению количества проектов, и по развитию самой экосистемы SAP. Вы, как клиент, что видите - что должно быть основой экосистемы SAP в России, чеговам не хватает, как клиенту?

АС: Что такое экосистема? Это некая база знаний, наверное, даже уже на уровне государства, о тех решениях, которые в нем применяются. Не секрет, что наше законодательство отличается от законодательств других стран, наши подходы к ведению бизнеса тожеотличаются. Поэтому что-то мы можем унаследовать от иностранных коллег, но что-то мы должны создавать внутри себя и ориентироваться нанекие «лучшие практики» именно  внутри России. Вот создание таких «лучших практик»и будет означать создание экосистемы. Если отвечать на вопрос, что такое база знаний - смоей точки зрения, это телефонный справочник, куда я могу зайти, набрать необходимый мне номер по какому-то из вопросов и получить на него исчерпывающий ответ.

SAPLand: Да, если смотреть с точки зрения базы знаний, наверное, здесь важны две составляющие: полнота и точность базы и быстрота доступа к информации.

АС: Да. Соответственно, самый быстрый доступ к информации – это телефон, пока это никто не отменял. Поэтому создание такого сплоченного коллектива специалистов в своей области – это и есть, наверное, экосистема, и такой должна быть цель ближайшего времени у SAP в СНГ, с моей точки зрения.

 

Алексей Кулаков, Старший архитектор бизнес-решений SAP CIS

 

SAPLand: Вы уже упомянули в начале диалога современное средство бизнес-аналитики, нацеленное на все больше использование мобильных устройств. И, поскольку это новое направление, продуктов, предложений пока что еще не много на рынке, значение о ней и важность имеют очень большую. Недостаточно, чтобы в компании просто были специалисты по  бизнес-аналитике, знающие нужные инструменты – нужно, чтобы они могли соотнести инструментыс бизнес-задачами, проблемами, и, соответственно, сформулировать соответствующий запрос рынку, партнерам.

АК: Конечно. Например, у нас в компании есть эксперты, которые знают решения, и архитекторы, которые знают бизнес, и мы всегда общаемся с клиентами вместе. Нет такого понятия, что один человек знает все. Я, например, знаю решения, знаю, как они позиционируются, но специфику бизнеса я знаю неглубоко и мне в общении с клиентом помогает бизнес-архитектор по конкретной отрасли. Собственно, именно эта коммуникация дает понимание – как и что делать. Есть и третья часть этой коммуникации – наши клиенты, которые, собственно, и определяют, куда мы будем развиваться. Например, мы сами внутри нашей компании пользуемся собственными решениями для бизнес-аналитики, видим отзывы наших клиентов о том, что они хотели бы видеть в наших продуктах, куда бы хотелось развиваться в сторону бизнес-аналитики. Например, я получаю от клиентов обратную связь о том, что BusinessObjects они хотели бы видеть в формате мобильного приложения, нечто в духе XCelsius, а не просто  отчетность. У нас появляется через некоторое время понимание – как закрыть эту нишу, что предложить клиентам. Вот такие три составляющие – наши клиенты, наши специалисты в отраслях и наши специалисты в области разработки решений - это и есть основа для создания и выхода новых продуктов.

SAPLand: Я правильно понимаю, что именно это SAP называет «экосистемой»?

АК: Да, конечно, и есть еще важные компоненты этой «экосистемы». Не забываем про партнеров наших, потому что без партнеров дальше двигаться практически невозможно. Мы не добежим сами до всех клиентов, мы не соберем от них эту информацию, это делают партнеры. Еще одна составляющая – наша техническая поддержка, которая напрямую общается с клиентом и слышит, что его что-то не устраивает, он хочет, чтобы что-то выглядело или работало по-другому. Собирая информацию отвсех этих источников, анализируя, опять же, с помощью наших аналитических продуктов, мы понимаем,

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти