Меню

19 месяцев экстремального импортозамещения

Импортозамещение в области информационных технологий стало значимым фактором развития российского высокотехнологичного сектора за последние 19 месяцев, но промышленность, бизнес и другие потребители отечественных IT-решений говорят, что процесс перехода на российский софт и "железо" растянется на годы.

Импортозамещение в области информационных технологий стало значимым фактором развития российского высокотехнологичного сектора за последние 19 месяцев, но промышленность, бизнес и другие потребители отечественных IT-решений говорят, что процесс перехода на российский софт и "железо" растянется на годы.

Существовавший в 2022 году стереотип, что максимальные проблемы в области импортозамещения возникнут в области микроэлектроники и производства электронно-вычислительной техники, а талантливые российские программисты и российские IT-гиганты быстро заменят зарубежное ПО оказался не совсем верным.

По мнению генерального директора DатаРу Романа Гоца, российская промышленность все же сумела локализовать сборку вычислительной техники: "На рынке аппаратного обеспечения мы видим следующее: высокотехнологичные комплектующие (CPU, GPU, SDD, HDD) пока не замещены, и делать это не планируется. В сегменте производства корпусов и материнских плат есть серьезный тренд на рост локального производства, но производственные мощности там ограничены. А вот, если мы говорим о замещении иностранных производителей, то здесь российский рынок справился уже практически на 70-80%. Есть достаточное количество российских вендоров, которые производят качественное технологичное оборудование для цифровизации и предоставляют сервис обслуживания на ушедших иностранных производителей. Здесь успехи есть, это факт".

Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" Кирилл Семион, говоря об уровне импортозамещения в информационных системах предприятий и организаций, подчеркивает, что общая цифра, даст "среднюю температура по больнице", но не покажет объективную картину: "Если рассматривать по категориям, то практически в каждой группе есть отечественные импортонезависимые решения. Можно обсуждать их качество, полноту функционала, но они есть и должны развиваться. Это с точки зрения производителей. Если же смотреть на ситуацию глазами потребителей, то есть, оценивать масштабы реальных законченных внедрений, то, думаю, оценка будет 50-60%".

А генеральный директор компании "Эдит Про" (Группа "Борлас") Дмитрий Кичко отмечает, что в перечне софта, входящего в реестр отечественных решений, уже сейчас есть российские альтернативы для более чем 80% иностранного ПО. Но если смотреть на реальное импортозамещению в серверных и клиентских контурах, то здесь его объем составляет менее 40%.

Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий выявил 675 потребностей российских предприятий и организаций только в индустриальном программном обеспечении.

Из них лишь 55 закрываются российскими продуктами целиком, 101 потребность требует доработки уже существующих решений, 22 проекта требует серьезной доработки, для 41 актуальной потребности российских решений нет, а 456 потребностей будут закрыты после реализации "проектов особой значимости" в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика РФ".

Практически все участники рынка говорят об объективных факторах, которые растянут процесс перехода на российские программные продукты. Максимальные сложности вызывает замена систем управления предприятия компании SAP, систем автоматического проектирования Autodesk, программ Oracle и IBM.

По мнению партнера и директора по развитию компании HRlink Дмитрия Махлина, заменить сложное индустриальное ПО за 1-2 года просто невозможно: "Посмотрите на компании и их продукты, которые мы пытаемся импортозаместить - они создавались десятки лет. Главный барьер для обеспечение технологической независимости страны - время. За полтора года создать с нуля передовые IT-продукты, к которым привыкли на российском рынке - невыполнимая миссия. В ряде направлений у российских вендоров не хватает экспертизы и опыта разработки своих решений. Так, в сегменте промышленного ПО в России традиционно использовали зарубежные продукты, а компетенции нарабатывались только по направлению внедрения, но не разработки, поэтому масштабные отраслевые продукты реально заместить только в перспективе 10-15 лет. Однако худшие прогнозы тоже не оправдались. Многие говорили в начале 2022 года, что мы перейдем на счеты. Этого очевидно не произошло".

Аналогичное мнение высказал технический директор Sellty Евгений Лосев: "Сложно хвататься за все и сразу и за 2 года создать достойные аналоги сервисам, которые развивались годами и в которые вкладывались огромные ресурсы. Российский рынок пытается по-стахановски пройти десятилетку за год - это почти невозможно. Поэтому бизнес пока продолжает пользоваться иностранными решениями там, где есть такая возможность".

Помимо сложностей с разработкой и внедрением специализированного ПО российские компании столкнулись с нехваткой экспертизы и специалистов при решении столь масштабных задач и работы с новым софтом и оборудованием. Это подняло стоимость опытных разработчиков и инженеров на недоступный для многих компаний уровень.

Так, например, фонд оплаты труда инженера, отвечающего за облачную инфраструктуру, сегодня составляет 400-500 тыс. рублей в месяц, а для развертывания 2-4 облачных кластеров требуется 5-6 месяцев и команда из 2-4 человек.

"Основная задача, которую необходимо решить для быстрого создания и развития российских аналогов зарубежного ПО - дефицит квалифицированных IT-специалистов. Поэтому важна поддержка государства, которая должна включать не только обучение, но и эффективное трудоустройство, мотивацию, удержание кадров в стране", - считает Кирилл Семион.

По мнению многих экспертов, именно переход на российские операционные системы и отечественное офисное ПО станет трендом импортозамещения в ближайшие два года. А в среднесрочной перспективе - это отказ от западных ERP, систем автоматизированного проектирования (САПР) и систем управления базами данных (СУБД).

"Переход на отечественное программное обеспечение, в основном представляющее собой opensource решения на базе ОС GNU/Linux - сейчас главный тренд в импортозамещении. Российским IT-компаниям удалось внести их в реестр отечественного ПО под своими торговыми марками. Также отчетливо видны попытки найти аналоги прикладного и специализированного ПО (а это несколько тысяч приложений) под GNU/Linux либо запустить привычные Windows-программы в эмуляторах". - отмечает основатель и продюсер компании "РОББО" Павел Фролов.

Источник: Российская газета: специальный проект "Технологии".