Меню

«1С»: страна действительно инвестирует в российские решения

Участники ежегодного бизнес-форума «1С:ERP 2024» оценили процесс развития российского ИТ-рынка и поделились опытом перехода на отечественные решения.

Рис. В ходе бизнес-форума 1С:ERP 2024 участники обсудили опыт миграции с зарубежных решений и направления развития платформы «1С».

«Если 85% организаций используют решения ‘1С’, то их системы вполне могут общаться между собой без участия человека, полностью автоматизируя процессы продаж, закупок, оплаты и т.п. Мы будем использовать преимущества распространенности и общедоступности нашей экосистемы продуктов, пытаясь найти синергию между различными сервисами», — заявил Борис Нуралиев, директор «1С», в ходе бизнес-форума 1С:ERP 2024, традиционно прошедшего в октябре.

По словам главы «1С», в прошлом году был отмечен большой рост продаж лицензий, и это позволило в нынешнем году значительно нарастить объем услуг. Что касается результатов продаж продуктов «1С» в 2024 году, то по первым трем кварталам рост составил около 30%.

«Многие спрашивают, почему выросли так мало. Но сам ИТ-рынок сейчас растет не так уж и быстро», — констатировал Нуралиев. Отдельно он упомянул вопросы ценообразования. Жизнь, как известно, дорожает, и в 2025 году ожидается рост на большую часть поставок решений «1С» в среднем на 14%. Очевидно, вырастут и внедренческие услуги, хотя рекомендованная цена на них пока не менялась. Но самые главные затраты – время, нервы и интеллект ведущих специалистов, поэтому важно делать так, чтобы эти ресурсы не были потрачены впустую, и больше внимания уделять качеству внедрения.

Уже несколько лет подряд в «1С» огромное внимание уделяют кадровому вопросу, требуя от франчайзи все больших усилий по подготовке ИТ-специалистов в среде школьников и студентов. Наиболее эффективным решением видится привлечение специалистов, особенно молодых, к преподаванию в вузах и колледжах. Более того, с марта 2025 года в «1С» вводят требования к партнерам, имеющим статус центров компетенций, по объемам преподавания и привлечения на стажировку студентов. Похожие призывы раздаются и в адрес заказчиков. Уже второй год подряд в «1С» выделяют усилия, предпринимаемые «Газпром нефтью», в качестве эталонных. Компания разрабатывает учебные программы с несколькими крупными вузами, развивает студенческие практики и стажерские программы.

Важное место в рамках форума было уделено новому, расширенному комплексу интегрируемых типовых решений «1С:Корпорация», предназначенному для замещения зарубежных систем самых различных классов. Расширенная поставка включает такие продукты, как «1С:Аналитика», «1С:Архив», «1С:Документооборот» и «1С:Шина».

«Мы включили в поставку типовые решения, широко используемые совместно, для автоматизации крупных предприятий. Если компания внедряет несколько наших продуктов, мы рекомендуем именно ‘1С:Корпорацию’», — подчеркнул Алексей Нестеров, директор по ERP-решениям «1С».

По заявлениям разработчиков, «1С:Корпорация» вместе с экосистемой сервисов «1С» закрывает потребности бизнеса в решениях самых различных классов. В итоге получается единая платформа автоматизации для всех подразделений. С ее помощью можно реализовать как монолитно-модульную архитектуру, так и композитную архитектуру, реализованную через «1С:Шину».

Платформа на 12 тысяч

«Мы развиваем платформу в долгосрочной перспективе. Сейчас это современный, надежный и масштабируемый продукт с низким порогом входа, который легко изучать. Мы изначально проектируем ее механизмы под высокие нагрузки и добиваемся того, чтобы она была совместима с российским оборудованием, операционными системами и СУБД», — рассказал Александр Морозов, руководитель технологического развития highload платформы «1С:Предприятие».

В сентябре компания объявляла о проведении успешного нагрузочного тестирования платформы на 12 тыс. одновременно работающих пользователях. Сейчас работа продолжается: проводятся тесты уже на 15 тыс. пользователей. Более того, в ближайшее время будет опубликована база, на которой в «1С» проводят такие тесты, чтобы пользователи могли самостоятельно ее использовать для исследовательских работ. Важно, что в ходе тестирования проводится оптимизация, позволяющая реально повысить как скорость работы платформы «1С», так и используемых баз данных – в частности, PostgreSQL.

Не менее важным с коммерческой точки зрения считается проходящее сейчас улучшение интерфейса систем «1С», позволяющее сделать их вид более современным и ориентированным на молодежную аудиторию. Ожидается, что это серьезно повлияет на имидж продуктов. По расчетам разработчиков, современный интерфейс будет востребован значительной частью рынка, и особенно новыми клиентами.

«Наши продукты внедряют потому что они хорошие, а не только потому что они дешевые и российские», — подчеркнул Нуралиев. Помимо невысокой стоимости, в ходе проводимых опросов заказчики выделяют такие критерии как функционал, гибкость, поддержка законодательства и наличие специалистов. Очевидно, совместно с партнерами компании удалось выстроить экосистему, которая обеспечивает возможности внедрения ее продуктов для всей страны.

Ведется системная работа по развитию решения 1С:ERP, в том числе совместно с Минпромторгом и ЦКИТ. Кроме того, выполняется ряд проектов по созданию производственных и учетных шаблонов для Ростеха, особенно важный из них касается межзаводской кооперации.

Главное – начать действовать

Наибольший интерес слушателей ожидаемо вызвала панельная дискуссия «Сложности и успехи перехода на отечественные системы управления ресурсами», в ходе которой участники делились опытом миграции с зарубежных решений.

Как отметила Ольга Макрецкая, начальник департамента учета и финансового контроля «Газпром нефти», «1С» всегда была в их компании «ERP номер два» и использовалась в дочерних обществах. Однако разрозненный ландшафт не давал необходимых возможностей для развития, и в 2019 году стартовали работы по созданию единого шаблона ERP (он получил название «1С:Шерпа»).

«Нами никогда не ставилась задача ‘подпиливать’ нужды бизнеса под возможности той или иной ИТ-платформы, важно было реализовать все потребности, развернув максимально удобную и соответствующую уровню зрелости систему», — объяснила свой подход Макрецкая.

К концу 2022 года в «Газпром нефти» изучили все возможности «1С:ERP» и пришли к выводу, что система вполне подходит в качестве главной для развертывания на крупнейших активах. На сегодняшний момент на нее переведены два нефтеперерабатывающих завода и самое крупное добывающее предприятие. В 2024 году был начат перевод на «1С» корпоративного центра «Газпром нефти». Конечно, за несколько месяцев это сделать невозможно, на этот проект отведено полтора года.

Реализуя крупный проект, любая компания сталкивается со сложностями. В огромном проекте «Газпром нефти» задействовано несколько крупных блоков, подчиняющихся различным руководителям. От личной вовлеченности участников проекта зависит очень многое, поскольку важное внимание приходится уделять срокам.

«Главный совет – перестать тратить время на объяснение причин своего бездействия тем, что переход на российские решения якобы невозможен. Наш пример доказывает обратное», — рекомендовала Макрецкая.

Как согласился Евгений Лобанов, директор по цифровой трансформации «Черкизово», главное – начать действовать и постепенно решать возникающие проблемы. По его мнению, многие из этих проблем компании придумывают себе сами, чтобы потом героически их преодолевать. Например, надо прекратить смотреть на проблемы с технической точки зрения, пытаясь решить их исключительно ИТ-продуктами, и меняться самим. Ситуация осложняется тем, что российские компании долго ломали западными методиками внедрения и чуждыми для них процессами, зашитыми в зарубежные решения. Это создало расслоение взглядов в сообществе управленцев.

«Мы удивлены, что адаптация российского рынка к новым реалиям идет такими быстрыми темпами. Приятно видеть, что страна действительно начала инвестировать в российские решения. Если так пойдет и дальше, то все будет хорошо – рынок быстро гармонизируется», — выразил уверенность Лобанов. По его словам, «Черкизово» в этом заинтересовано сильнее многих, так как, являясь крупнейшим поставщиком мяса, в буквальном смысле кормит всю страну и не может позволить себе использовать решения, которые можно одномоментно потерять.

Результат мирового уровня

Евгений Абакумов, директор по информационной инфраструктуре «Росатома», рассказал о работе в области технологической независимости. В результате госкорпорации удалось создать первую облачную ERP-платформу на полностью российском технологическом стеке.

«Нам требовалось собрать полный стек российских решений – и инфраструктурных, и системных, и бизнес-приложений. Было много барьеров, которые пришлось устранять, и многие из них касались проблем взаимодействия между решениями российских производителей, демонстрировавших негибкую позицию», — рассказал Абакумов. На стыке технологий проявлялось много шероховатостей, которые приходилось сглаживать. На создание облака с необходимой производительностью потребовалось около года. Большая работа была проведена и с производителями СУБД.

Как отметил Абакумов, этот проект позволил трансформировать команду от специалистов по эксплуатации систем в сторону созидателей, от которых требуется вовлечение в бизнес-процессы. Несколько проектов, которые сейчас реализует «Гринатом» совместно с «1С» для внешних заказчиков, — результат появившегося опыта и признания достигнутых успехов.

«Огромная победа нашей страны, что у нас появился вендор такого уровня и даже возможность тиражировать опыт за рубеж. Но еще многое предстоит сделать, чтобы об этих решениях говорили не только в России», — полагает Абакумов.

«Если разработчики платформ и бизнес-приложений совместно поработают над нашей ИТ-отраслью и вложат в нее свои силы и таланты, мы можем получить результат мирового уровня», — согласился Вадим Желтухин, директор по ИТ «Алроса». «1С» и другие крупные вендоры в этом процессе должны играть координирующую роль, помогая более мелким игрокам организовываться.

Первые опыты по созданию функциональных требований для новой ERP в «Алросе» завершились предсказуемо: появилось предложение скопировать функциональность существующей системы SAP. «Но ведь это неправильно, это породит кучу проблем – от производительности до нарушенной бизнес-логики», — объяснил Желтухин. Чтобы уйти от этого, приходится переключать сознание бизнес-пользователей и методологов, добиваясь другого взгляда на процессы. Внутреннее приятие новых решений, возможно, даже более важно, чем решение технологических аспектов.

***

Как согласились эксперты, главные ограничения кроются не в технологиях, а в головах. Важно, что компании начинают переходить от поиска прямых аналогов западных решений к изменениям в организациях, глядя свежим взглядом на процессы и используемые технологии.

Источник: Открытые системы.