2 года импортозамещения: как происходит замена зарубежного ПО на российские аналоги
Активное импортозамещение программного обеспечения идет уже почти 2 года. "Российская газета" попросила представителей отечественных компаний и организаций подвести итоги двух лет этой работы, а также выяснила, какое российское ПО уже удалось внедрить и можно ли заменить весь зарубежный софт.
В 2022 году большинство западных софтверных компаний ушло из России, не выполнив своих обязательств перед российскими клиентами. Компании остались без вендорской поддержки, с системами, которые невозможно обновлять и развивать.
"В этой ситуации выбор был сделан в пользу российских разработок. Переход на них дал уверенность в том, что поставщик ПО выполнит все обязательства, так как работает в рамках российского правового поля. Это главная причина, почему бизнес готов выбирать российские альтернативы, даже если они по каким-то параметрам уступают западным аналогам", - говорит генеральный директор компании ITFB Group Роман Волков.
По мнению президента объединения компаний-разработчиков программного обеспечения "Руссофт" Валентина Макарова, организация процесса импортозамещения ПО достигла своей наивысшей точки в 2023 году, когда созданная государством система индустриальных центров компетенции (ИЦК) сформировала набор приоритетных проектов, которые получили первые транши финансирования со стороны российского фонда развития IT (РФРИТ).
"У клиентов из разных секторов экономики в нашей стране уже окончательно сформировалось понимание того, что переход на отечественное ПО неизбежен и необходим. Этот переход несколько задержался из-за сохранявшейся у части крупных компаний надежды на ослабление санкционного давления", - отметил Макаров.
При этом процесс замещения иностранного софта поставил и ряд новых вопросов, таких как, например, совместимость программных решений российских производителей с российскими же процессорами и другими активными элементами.
Практически все опрошенные "РГ" представители бизнеса отметили, что внедрение российского ПО идет неравномерно. Это касается и размера компаний, и типа софта.
"Основные успехи можно наблюдать в сегменте госкорпораций, федеральных и региональных органов власти, где значительное воздействие оказывает нормативный фактор. Крупные компании также начинают переходить на российское программное обеспечение", - говорит директор департамента развития стратегических вендоров ГК Softline Александр Вахитов.
По мнению эксперта, в сфере крупного бизнеса замещение иностранного ПО проходит быстрее, так как это принципиально важно для обеспечения работоспособности IT-инфраструктуры. Отсутствие доступа к обновлениям и технической поддержке ушедших зарубежных поставщиков может привести к нестабильности, рискам возникновения поломок, простоев, нарушению работоспособности инфраструктуры и огромным финансовым потерям.
А вот в сегменте среднего и малого бизнеса преобладает тенденция использования "трофейного" ПО. Тут ситуация может измениться лишь с появлением коммерчески успешных отечественных продуктов, не уступающих по функционалу зарубежным. Идеальным сценарием, по словам Вахитова, было бы предоставление таких продуктов в удобных для малого бизнеса форматах - облачные подписки и аренда ПО.
Несмотря на то, что разработка отечественных программных продуктов и импортозамещение началось не два года назад (постановление правительства № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вышло еще в 2015 году), все же массовый переход на отечественный софт стартовал лишь в 2022.
По мнению председателя совета директоров "Базальт СПО" Алексея Смирнова, основным итогом двух лет стало то, что серьезный бизнес начал рассматривать использование зарубежного ПО как свои операционные риски и работать над их снижением, то есть переходить на использование российских программ: "Сейчас заказчики уже не отказываются от использования отечественных ОС на том основании, что у него на 15% рабочих мест работают незаменимые приложения, и функционируют они только под Windows. Они ищут у себя те компьютеры, на которых уже можно установить отечественное ПО".
Наибольшее распространение в рамках программы импортозамещения на текущий момент получили российские операционные и CRM системы, ИБ решения, системы электронного документооборота, программы для видеоконференций, прикладное ПО, а также b2b-софт.
"В классах системного, прикладного, офисного ПО, средств анализа данных и обеспечения информационной безопасности достигнуты значительные результаты: российские производители выпустили большое количество новых продуктов. В течение 2023 года крупные заказчики активно тестировали различные решения и при успешных результатах закупали их в больших объемах", - рассказывает генеральный директор Content AI Светлана Дергачева:
При этом на начало 2022 года доля отечественных продуктов, даже в госкомпаниях, не превышала 30-35%. Почти 70% BI-систем, используемых бизнесом в России, было представлено решениями западных вендоров. Сейчас ситуация изменилась.
По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, инвестиции в российские IT-решения за 2023 год составили более 300 млрд рублей, а оборот софтверных компаний 1,7 трлн. Всего же за период 2022-2024 годах планируются инвестиции со стороны госкорпораций и госкомпаний в размере 922 млрд рублей. Согласно данным компании ITFB Group, доля инвестиций в проекты с российским ПО достигла 67% от всего объема инвестиций в IT-сектор.
Директор по маркетингу и коммуникациям компании "Ракета" Дарья Зубрицкая считает, что импортозамещение вышло на ожидаемые темпы именно в последние полгода-год: "По разным оценкам сейчас отечественное ПО покрывает от 30% рынка используемого софта, а в качестве промежуточных итогов стоит отметить достаточно быструю адаптацию отечественных продуктов к запросам бизнеса".
По мнению большинства опрошенных "РГ" представителей компаний, самым успешным направлением импортозамещения стала информационная безопасность.
"Крупные государственные и частные компании активно пользуются продуктами, произведенными и сертифицированными в России. Также есть хорошие решения, которые можно использовать в телекоме, в стеке сетевых технологий, хотя по производительности они пока что уступают зарубежным", - отмечает исполнительный директор компании ITKey Андрей Ковалев.
Наибольшие сложности сегодня вызывает замена ПО для управления предприятиями (ERP), узкоспециализированного инженерного и промышленного софта и систем управления базами данных. А наиболее болезненным по-прежнему является отказ от продуктов SAP, Oracle и Autodesk. Именно за последние два года стала понятна реальная доля иностранного ПО на российском рынке и потребности российской экономики в таком софте.
"Оказалось, что в промышленной сфере, помимо офисных пакетов и систем информационной безопасности, есть необходимость в разработке аналогов иных продуктов, например, SAP, Oracle и других. В настоящий момент получилось заменить ряд программных комплексов, доработав имеющиеся решения на базе 1С, Postgres Pro и других. Разработка же систем, аналогов которых ранее не было, займет не один год, а может и десятилетие. Далее последует длительный период перехода на них. Компании, зависящие от глубоко кастомизированных решений, скорее всего, еще долго не будут осуществлять переход", - уверен руководитель отдела веб-разработки компании SimbirSoft Илья Фомичев.
Еще одним "узким" местом импортозамещения является корпоративный центр выпуска и обслуживания цифровых сертификатов Microsoft СА (Certificate Authority). Certificate Authority - это основа доверенного взаимодействия объектов и компонентов в корпоративной сети, так как он выпускает и проверяет машинные сертификаты для аутентификации серверов, роутеров, маршрутизаторов, точек доступа и всего прочего оборудования в сети, а также программные и пользовательские сертификаты доступа.
"Мы все помним отзыв TLS-сертификатов у крупных банков и как это поставило под угрозу работу российского сегмента интернета. А что будет, если зарубежные центры выдачи сертификатов просто перестанут функционировать уже на уровне компаний и предприятий? Согласно нашим экспертным оценкам, более 90% информационных систем в России построены на решении ушедшей из России компании Microsoft - службе каталогов Active Directory, где используются службы Microsoft Certificate Services и Certification Authority. Отечественные службы каталогов сегодня не содержат центров выдачи сертификатов, хотя такие российские продукты существуют", - говорит Сергей Груздев, генеральный директор компании "Аладдин".
Тем не менее, по мнению генерального директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилла Семиона импортозаместить реально практически все: "Говорить, скорее, здесь стоит о разной сложности проектов по импортозамещению. Как ни банально, но сложнее замещать сложные решения. Сложные или масштабные. Например, ERP-системы и PLM".
Относительно целесообразности замены всего ПО, среди опрошенных "РГ" экспертов нет единой позиции. Часть из них считает, что замена всего стека программного обеспечения нереальна.
По мнению Валентина Макарова написать заново все иностранное ПО, которое начали разрабатывать еще во времена СССР и которое создается миллионами программистов по всему миру - практически невозможно.
"Замещать все иностранное ПО было бы и не нужно, если бы мы были инициаторами и активными участниками всех важнейших сообществ разработчиков открытого кода (Open Source). Идеология OpenSource могла бы быть шире использована Россией путем инициирования и поддержки сообществ программистов стран БРИКС, занятых решением проблем разработки сложных информационных систем. К сожалению, многие из существующих Open Source-сообществ инициированы крупными корпорациями недружественных стран и так или иначе ими управляются, а значит их продукты не могут считаться "доверенными" и использоваться в критических приложениях и системах", - рассказал "РГ" глава "Руссофт".
Сравнивая качество отечественного и зарубежного софта, специалисты отмечают, что российская индустрия разработки ПО находится на конкурентных позициях в сегментах так называемого "Нового технологического уклада". Это искусственный интеллект, интернет вещей, распределенные реестры, виртуальная реальность, квантовые коммуникации, квантовые датчики и вычисления. То есть, там где нет исторического наследия в виде миллионов строк уже написанного кода, и разработчики из разных стран имеют примерно одинаковые стартовые позиции.
В сегменте сложного инженерного и промышленного ПО, которое создавалось на протяжении многих лет российские компании пока не могут на равных конкурировать с зарубежными аналогами. Однако, по мнению экспертов, отставание будет постепенно сокращаться, и к 2025-2030 годам отечественные разработчики смогут довести свои продукты до уровня мировых лидеров.
При этом в создании больших и масштабных продуктов "с нуля" есть и свои плюсы. "Иностранные компании, которые десятилетиями создавали сложное ПО стали заложниками устаревших технологий и стандартов, которые они вынуждены использовать. Например, это устаревшие коды, которые, хотя и работают, но технологически отстают и имеют свои недостатки. Новые, создаваемые в России продукты и решения, переосмыслены с точки зрения более расширенного функционала и удобства. Отечественные разработчики используют самые современные фреймворки, технологии, архитектуру и концепции", - отмечает генеральный директор IVA Technologies Станислав Иодковский.
Источник: Российская газета.