Что заставляет промышленные предприятия отказываться от доработанной 1С:ERP? Опыт упрощения системы
Обычно на практике широко используются именно доработанные программные продукты от 1С (или конфигурации 1С). Пользователям часто требуются нестандартные функции, которые не предусмотрены типовым функционалом. Это относится и к простым конфигурациям систем от 1С, и к более сложным вариантам систем типа 1С:ERP. 1C:ERP – многофункциональная программа, которая позволяет автоматизировать основные бизнес-процессы и контролировать ключевые показатели деятельности предприятия. С помощью данного решения можно организовать взаимодействие служб и подразделений, оценить эффективность работы компании и пр.
Чаще всего к нам обращаются с просьбой усовершенствовать систему. Так было и с «Заводом горелочного оборудования» (ЧИБ УНИГАЗ) – крупной производственной компанией, которая занимается сборкой, производством и последующей реализацией промышленного газового оборудования и его составляющих. У предприятия есть зарубежные склады и офисы, которые находятся в Италии. Изначально для заказчика мы выполнили переход с устаревшей системы УПП на ERP с некоторыми доработками. Заплатив немало за доработку продукта под нужды компании, через некоторое время руководство решило вернуться к базовой версии системы ERP. Почему?
Пару слов про доработки систем
Есть хорошее правило – чем проще система, тем лучше она будет работать. Мы всегда советуем клиентам не плодить излишнее количество доработок и стремиться ограничиться встроенными функциями. Их сложнее настроить и обычно легче сразу доработать систему, но правильнее пытаться решить проблему стандартными способами. Это связано с тем, что даже качественная доработка системы часто вызывает некоторые стандартные (и неизбежные) проблемы. Увы, не все обращают внимание на наши советы.
Есть и еще одна проблема – часто компании-внедренцы не могут грамотно продумать кастомизированный функционал новой системы. Некоторая часть доработок со временем становится не просто неактуальной, а еще и слишком тормозит систему, добавляя ошибки, баги и плодя неточности в работе. Это утверждение не относится к настоящему примеру, но зато хорошо описывает общее положение дел на рынке.
При этом обновление кастомизированной нестандартной системы – довольно трудоемкий и долгий процесс, который требует не только затрат времени, но и значительных финансовых вложений. В большинстве случаев доработки можно было бы и не делать, используя стандартные механизмы, встроенные в систему и экономя время/средства. Другое дело, что чаще всего вам предложат именно доработать систему, нежели искать стандартные варианты решения.
В последнее время к нам стали обращаться с просьбой именно упростить уже доработанную систему. Мы решили в этой статье рассказать об опыте выполнения такого проекта в компании ЧИБ УНИГАЗ.
Изначально компания ЧИБ УНИГАЗ обратилась к нам выполнить переход с системы 1С:УПП на 1С:ERP. В процессе перехода были выполнены и серьезные доработки системы. Из стандартной ERP получилась кастомизированная программа. Причем кастомизация оказалась весьма масштабной. Наши специалисты предупредили заказчика, что было бы проще отказаться от сложных бизнес-процессов и адаптировать процессы компании под стандартный функционал ERP, нежели делать наоборот. Но было принято решение доработать программу.
После этого при первой же попытке обновить получившуюся систему оказалось, что процесс обслуживания доработанной системы дорогостоящий и трудоемкий, своими силами компания справиться с такой задачей уже не может, а привлекать сторонних специалистов постоянно слишком дорого и не входило в планы. Компания ЧИБ УНИГАЗ снова обратилась к нам с просьбой вернуть возможность стандартного обновления. Для этого они были готовы пересмотреть процессы внутри своей компании.
Для чего вообще нужна кастомизация системы?
На момент внедрения системы заказчик понимает, что ему недостаточно типовой конфигурации программы. Нет нужной функции или отсутствует важный отчет. Обычно это происходит либо из-за незнания детальной работы программы 1С внедренцами, которые не могут сразу описать клиенту перечень всех встроенных функций и их назначение, либо из-за специфики работы компании, где действительно предполагается наличие заведомо нестандартных функций или используются сложные процессы.
После согласования и внедрения доработанного функционала система становится кастомизированной и пользователь может «пощупать руками» все «плоды» работы команды внедренцев. Порой, проработав некоторое время в системе, заказчик понимает, что ему этого недостаточно и заказывает очередную «порцию» доработок.
Это может быть, например, разработка дополнительных документов, регистров или даже разделов. Процесс может быть бесконечным. С каждой доработкой система становится более «неповоротливая» и дорогостоящая.
Пару слов про обновление системы
И все бы хорошо, но обновление или переход на новый релиз конфигурации часто необходим для корректной работы. Это требуется для увеличения функциональности и актуализации программного продукта, устранения ошибок и т.д. и т.п. С каждым релизом, обновляется и стандартная отчетность, которая необходима по законодательству. Пропадают и какие-то «встроенные» баги системы.
При обновлении системы происходит процесс сравнения релизов. В результате для кастомизированной системы мы получаем огромное количество изменений. Специалистам приходится сравнивать каждый объект системы в ручном режиме, а использование встроенной функции обновления «сломает» всю доработанную систему автоматизации. Поэтому, обновление нестандартной системы – весьма сложный процесс.
Что сделано в ЧИБ УНИГАЗ
После доработки стандартного варианта ERP, компания обратилась к нам с просьбой организовать и обновления системы, так как собственным силами сделать это теперь не удавалось. Под обновлением подразумевался полноценный переход на новый релиз системы. <...>
Полный кейс – по ссылке.
Источник: Вестник промышленности.