Для одобренного Путиным прорывного проекта в судостроении не нашлось достойного российского ПО. В ход пошел SAP
На базе однажды обанкротившегося, но возвращенного правительством к жизни в 2015 году Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Петрозаводске (Карелия) планируется создать цифровую верфь. Процесс производства этой верфи должен быть цифровым на всем жизненном цикле - от проектирования судов до их полной готовности.
На базе однажды обанкротившегося, но возвращенного правительством к жизни в 2015 году Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Петрозаводске (Карелия) планируется создать цифровую верфь. Процесс производства этой верфи должен быть цифровым на всем жизненном цикле - от проектирования судов до их полной готовности.
Завершить проект планируется в 2020 году. Генеральным подрядчиком в нем выступает Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ). Он разработал концепцию проекта, которая впоследствии была согласована президентом РФ Владимиром Путиным.
ИТ-начинка цифровой верфи
Цифровую верфь планируется создавать преимущественно на основе импортных программных продуктов. Например, продукты SAP директор Института ИТ СПбГМТУ Алексей Липис, отвечающий за цифровую составляющую проекта со стороны генподрядчика, в разговоре с TAdviser называл одними из базовых решений в этом проекте.
Меморандум о сотрудничестве в сфере разработки технологических решений для судостроительной отрасли, подразумевающий совместную разработку решений для цифровой верфи, СПбГМТУ и SAP СНГ подписали в мае 2018 года.
По словам директора Института ИТ СПбГМТУ, в числе решений SAP, которые рассматриваются к применению в проекте, - и ERP-система SAP, и для создания технологий дополненной реальности, и ряд других технологий. В совместном сообщении СПбГМТУ и SAP СНГ о сотрудничестве упоминается платформа SAP Leonardo.
Наша цель – сделать университет центром разработки сервисов и услуг для цифровизации и управления судостроительными предприятиями и верфями не только в России, но и на международном уровне, в странах СНГ и БРИКС. Опыт компании SAP поможет нам создать типовое и тиражируемое решение, которое будут использовать компании по всей стране, - заявил Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ. |
Катер с ледовым усилением производства Онежского судостроительно-судоремонтного завода
По состоянию на май проект с SAP находится в стадии проработки, поэтому точную сумму, которая на него потребуется, Липис не назвал TAdviser. По его оценкам, речь идет о «нескольких сотнях миллионов» рублей.
В части PLM-технологий, систем проектирования концепция цифровой верфи предусматривает использование решений Dassault Systemes в качестве основного ПО, рассказал TAdviser Липис. С ними в мае 2016 года СПбГМТУ также подписал соглашение о сотрудничестве. Сам университет работает с этой компанией еще с 1995 года.
Говоря о выборе импортных, а не отечественных ИТ-решений для использования в цифровой верфи, Алексей Липис отметил в разговоре с TAdviser, что в рамках проекта планируется создать то, чего не сделано нигде в мире, создать лучшее, как пример для подражания российским компаниям, в том числе, в области ИТ. Российские решения достаточного для такой задумки уровня пока отсутствуют, полагает директор Института ИТ СПбГМТУ.
Мы не очень любим термин «импортозамещение». Это стыдный для нас термин, потому что российское кораблестроение и судостроение - это передовая в мире отрасль, не отстающая. Поэтому если использовать здесь технологии, то они должны быть лучшими в мире, и это должно быть доказано практикой использования их в других странах мира, - отметил Алексей Липис. |
Цифровая верфь: что это
«Цифровая верфь» – проект гибкого производства с высокой степенью автоматизации. Он предусматривает использование современных цифровых технологий и создание единой информационной системы управления для машин, станков и прочего оборудования на судостроительном предприятии.
Идея цифровизации судостроительного производства подразумевает интеграцию всех программных продуктов, которые будут использованы в производственной деятельности верфи. В ней также должен быть использован набор самых современных строительных технологий, включая технологии лазерной резки и сварки металлов.
Машины и станки цифровой верфи будут информационно связаны между собой и заключены в единую систему управления. Это обеспечит машиностроительную точность по всей цепочке постройки.
Оцифровка судостроения - новшество в России
По словам заместителя департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Ирины Ориничевой, проект цифровой верфи, который планируется реализовать в Петрозаводске, не имеет аналогов в мире и является первым в России.