Меню

Для одобренного Путиным прорывного проекта в судостроении не нашлось достойного российского ПО. В ход пошел SAP

На базе однажды обанкротившегося, но возвращенного правительством к жизни в 2015 году Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Петрозаводске (Карелия) планируется создать цифровую верфь. Процесс производства этой верфи должен быть цифровым на всем жизненном цикле - от проектирования судов до их полной готовности.

На базе однажды обанкротившегося, но возвращенного правительством к жизни в 2015 году Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Петрозаводске (Карелия) планируется создать цифровую верфь. Процесс производства этой верфи должен быть цифровым на всем жизненном цикле - от проектирования судов до их полной готовности.

Завершить проект планируется в 2020 году. Генеральным подрядчиком в нем выступает Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ). Он разработал концепцию проекта, которая впоследствии была согласована президентом РФ Владимиром Путиным.

ИТ-начинка цифровой верфи

Цифровую верфь планируется создавать преимущественно на основе импортных программных продуктов. Например, продукты SAP директор Института ИТ СПбГМТУ Алексей Липис, отвечающий за цифровую составляющую проекта со стороны генподрядчика, в разговоре с TAdviser называл одними из базовых решений в этом проекте.

Меморандум о сотрудничестве в сфере разработки технологических решений для судостроительной отрасли, подразумевающий совместную разработку решений для цифровой верфи, СПбГМТУ и SAP СНГ подписали в мае 2018 года.

По словам директора Института ИТ СПбГМТУ, в числе решений SAP, которые рассматриваются к применению в проекте, - и ERP-система SAP, и для создания технологий дополненной реальности, и ряд других технологий. В совместном сообщении СПбГМТУ и SAP СНГ о сотрудничестве упоминается платформа SAP Leonardo.

«

Наша цель – сделать университет центром разработки сервисов и услуг для цифровизации и управления судостроительными предприятиями и верфями не только в России, но и на международном уровне, в странах СНГ и БРИКС. Опыт компании SAP поможет нам создать типовое и тиражируемое решение, которое будут использовать компании по всей стране, - заявил Глеб Туричин, ректор СПбГМТУ.

»


Катер с ледовым усилением производства Онежского судостроительно-судоремонтного завода

По состоянию на май проект с SAP находится в стадии проработки, поэтому точную сумму, которая на него потребуется, Липис не назвал TAdviser. По его оценкам, речь идет о «нескольких сотнях миллионов» рублей.

В части PLM-технологий, систем проектирования концепция цифровой верфи предусматривает использование решений Dassault Systemes в качестве основного ПО, рассказал TAdviser Липис. С ними в мае 2016 года СПбГМТУ также подписал соглашение о сотрудничестве. Сам университет работает с этой компанией еще с 1995 года.

Говоря о выборе импортных, а не отечественных ИТ-решений для использования в цифровой верфи, Алексей Липис отметил в разговоре с TAdviser, что в рамках проекта планируется создать то, чего не сделано нигде в мире, создать лучшее, как пример для подражания российским компаниям, в том числе, в области ИТ. Российские решения достаточного для такой задумки уровня пока отсутствуют, полагает директор Института ИТ СПбГМТУ.

«

Мы не очень любим термин «импортозамещение». Это стыдный для нас термин, потому что российское кораблестроение и судостроение - это передовая в мире отрасль, не отстающая. Поэтому если использовать здесь технологии, то они должны быть лучшими в мире, и это должно быть доказано практикой использования их в других странах мира, - отметил Алексей Липис.

»

Цифровая верфь: что это

«Цифровая верфь» – проект гибкого производства с высокой степенью автоматизации. Он предусматривает использование современных цифровых технологий и создание единой информационной системы управления для машин, станков и прочего оборудования на судостроительном предприятии.

Идея цифровизации судостроительного производства подразумевает интеграцию всех программных продуктов, которые будут использованы в производственной деятельности верфи. В ней также должен быть использован набор самых современных строительных технологий, включая технологии лазерной резки и сварки металлов.

Машины и станки цифровой верфи будут информационно связаны между собой и заключены в единую систему управления. Это обеспечит машиностроительную точность по всей цепочке постройки.

Оцифровка судостроения - новшество в России

По словам заместителя департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Ирины Ориничевой, проект цифровой верфи, который планируется реализовать в Петрозаводске, не имеет аналогов в мире и является первым в России.