ЕАЕ-Консалт: Достижения и проблемы «1С»: причины, конкуренция, перспективы
Сегодня доля продуктов компании «1С», по разным оценкам, занимает от 60 до 70% внутреннего ИТ-рынка в Российской Федерации в сегменте ERP-систем. Компания стремительно расширяет влияние на фоне санкций и ограничений, введенных западными вендорами в отношении российских компаний.
Сегодня доля продуктов компании «1С», по разным оценкам, занимает от 60 до 70% внутреннего ИТ-рынка в Российской Федерации в сегменте ERP-систем. Компания стремительно расширяет влияние на фоне санкций и ограничений, введенных западными вендорами в отношении российских компаний.
Состояние бизнеса «1С» можно описать как форсированное развитие на фоне благоприятных условий для российских вендоров, а позицию — как предрасполагающую к стратегии лидерства. В этой статье мы анализируем причины усиления позиции этого вендора, перспективы развития рынка продуктов «1С», причины, по которым он, без сомнения, стал одним из флагманов импортозамещения в России, а также факторы, которые мешают и замедляют развитие «1С» на внутреннем рынке.
Объем рынка и условия стремительного роста
Первой причиной мгновенного роста интереса к продуктам «1С» стали ERP-системы компании. В этом сегменте главным конкурентом «1С» был мировой лидер — немецкая компания SAP. Немецкий вендор покинул рынок, и с его уходом возникла острая необходимость в российских ERP. Пожалуй, единственным сопоставимым решением от российских ИТ-компаний стали «1С:ERP» и «1C:Предприятие».
Если рассматривать объемы выручки, то в 2022-м «1С» заработала скромные 69 500 млн рублей, но этот критерий не слишком репрезентативный. Сама потребность в программных продуктах «1С», а также услугах по их сопровождению и кастомизации обеспечивают свыше 8000 компаний-франчайзи. Это обстоятельство увеличивает стоимостную оценку объема ИТ-рынка, занятого «1С», многократно. Количественная оценка рынка продуктов «1С» едва ли возможна без понимания тех объемов, которые до 2022 года занимало конкурирующее импортное ПО. Важно также учитывать, что процесс миграции у многих крупных холдингов и корпораций полностью не завершен.
Слабые места
Процесс оптимизации и автоматизации бизнеса крупных российских компаний длился годами, и в настоящий момент им приходится вставать на новый путь, переходить на отечественное ПО. В краткосрочной перспективе большую долю этого рынка займет «1С», так как для многих систем пока не существует альтернатив. Какую именно долю, сейчас оценить сложно. Сеть «1С Франчайзи» была сконцентрирована на мелком и среднем бизнесе, а также опытных специалистах, и ее может не хватить для автоматизации крупных и сложноорганизованных компаний.
Это дает шанс для развития других российских ERP-продуктов, которые, в случае применения иных подходов, смогут рассчитывать на освободившуюся долю рынка. Есть перспективы в разработке платформенных решений, которые, например, могут использовать «1С» в качестве модулей, объединяя разные продукты в единую BI-систему, через Data Lake.
Вендор знает об этом и стремится переориентировать специалистов и партнеров. По словам директора «1С» Бориса Нуралиева: «Из 300 тысяч специалистов по “1С” многих придется продвигать с мелких проектов на крупные. Конечно же, для поддержки проектов по переходу с зарубежного ПО потребуется расширение партнерской сети. Ведется работа по созданию совместных предприятий с бывшими партнерами SAP».
Насколько успешным будет переход «1С»-специалистов с бэкграундом из небольших компаний в крупные проекты, прогнозировать тяжело. Вероятнее всего, возникнет дефицит компетенций. Решением этой проблемы может стать привлечение к внедрению «1С» в крупных компаниях кадров, которые раньше работали с SAP и другими масштабируемыми системами. Такие специалисты знакомы с особенностями Enterprise-сегмента и архитектурой, которые требуют организации 1000 и более рабочих мест, сложным взаимодействием подразделений, а также особыми требованиями к производительности и отказоустойчивости ИТ-продуктов.
По данным Statista, выручка на российском рынке ИТ-услуг (включая консалтинг, разработку ПО, системную интеграцию и другие сервисы) в 2021 году должна была достигнуть $6,49 млрд с ежегодным ростом до 7%. Видно, что темпы роста не снижаются, так как запросы на автоматизацию и квалифицированные команды только растут.
Популярные продукты и объем автоматизации
Оценить долю «1С» на рынке можно по количеству автоматизированных рабочих мест или стоимости ПО и услуг по внедрению программных продуктов. По информации IDC, еще в 2020 году с использованием продуктов «1С» было автоматизировано 85% рабочих мест, что в деньгах составляло около 40% российского рынка.
Малый и средний бизнес своим количеством организаций выводит по количеству рабочих мест на первые места программные продукты «1С:Бухгалтерия», «1С:Управление торговлей» и «1С:Розница», «1С:ЗУП». В секторе крупного и корпоративного бизнеса преобладают решения ветки «1С:ERP». Другие продукты менее популярны, но их доля медленно растет.
Экономический фон и динамика рынка
Ограничения со стороны иностранных вендоров и законодательные запреты на использование импортного ПО помогают поддерживать динамику роста внутреннего ИТ-рынка. При этом для любого роста существует свой предельный темп. Годами фирмы-франчайзи «1С» называют основной причиной медленного развития недостаток квалифицированного персонала. В условиях повышенного спроса и дефицита ресурсов увеличивается стоимость услуг и растет цена специалистов.
Известно, что успешное масштабирование бизнеса зависит не только от ценовой политики ИТ-компании, но даже в большей части от ее методологической, кадровой и стратегической готовности к расширению. Иными словами, ключевое влияние на динамику российского ИТ-рынка оказывает способность четко выстраивать процессы в компаниях отрасли. Правильно выстроенные процессы помогут быстро вовлекать в команду новые кадры и увеличить качество услуг, удовлетворяя повышенный спрос.
В таких условиях проблема мышления становится ключевой. Когда нет управленческих решений по внедрению процессов и регламентов, не сформирована полноценная культура производства, любое внедрение продуктов автоматизации и системной интеграции будет натыкаться на сложности.
Сложности и риски
Как специалист, работающий более 20 лет с продуктами «1С», я вижу, что любые изменения только помогают развитию. Сравнительно недавно, при запуске сервиса ЭДО, было сложно уговорить клиентов уйти от бумажного документооборота — отказ от бумаги воспринимался как нечто эфемерное. А сегодня это осознанная необходимость, реальность современного бизнеса, и компании, не использующие сервис, воспринимаются как бюрократические ретрограды и архаичные белые вороны.
Для программистов не существует невыполнимых задач, есть только плохо сформулированные. Основная проблема отрасли — плохая коммуникация и непродуманные цели при разработке ПО, и ИТ в России не исключение. Удаленная работа пока продолжает влиять на качество понимания между заказчиком, владельцем продукта и командой разработки. На своем опыте вижу, что быстрые планерки и совещания без фиксации договоренностей и поставленных задач превращаются в повторные встречи и восстановление информации, которую, казалось бы, уже озвучивали вчера. Сегодня главным риском в ИТ-компаниях является неэффективная коммуникация. Она приводит к значительному росту трудозатрат и отдаляет срок доставки продукта заказчику.
Продукты-лидеры
По итогам последних 10 лет продукты для малого и среднего бизнеса практически монополизировали рынок. Этому также способствовало развитие облачных сервисов аренды программ. Как в рекламе: «Ты можешь пользоваться “1С” и тут и там: и дома, и на работе, и на отдыхе». Отдельное внимание «1С» уделяет корпоративному рынку, конкурентами «1С» были только продукты SAP.
Лидерами рынка сейчас являются продукты «1С:ERP», также отдельно внедряется «1С:Управление холдингом». Кроме того, развивается «1С:Корпорация», как продукт, состоящий из функциональных модулей нескольких программ «1С». Несмотря на то что внедрение ERP в крупных компаниях происходит медленнее, чем SAP, а поддержка дороже, у рынка не остается альтернатив. В случае с продуктами «1С» на корпоративном уровне может быть использован «длинный путь» с внедрением большого количества отдельных стандартных решений, которые в совокупности должны заменить ERP, изначально адаптированные к задачам крупных компаний.
Новые продукты
Сейчас тенденция такова, что раздел рынка идет семимильными шагами — решения «1С» выстрелили. Мы в «ЕАЕ-Консалт» наблюдаем явный интерес рынка к автоматизации на решениях «1С: Электронный документооборот», включая перспективную автоматизацию документооборота для HR-задач, производственной деятельности промышленных и аграрных предприятий.
Зарубежное ПО показало себя в сфере проектного управления – это Microsoft Project, Jira, Notion, Trello. В линейке «1С» подобным решением является «1С:PM Управление проектами». С ростом запросов на автоматизацию процессов в нашей стране управление проектами в единой информационной системе позволит улучшить контроль исполнения и достигать выполнения проектов по срокам, а также оптимизировать бюджет путем снижения издержек на сопоставление плановых и фактических трудозатрат по проекту. Данный продукт активно развивается и фирмой «1С» добавляются отраслевые спецификации к функционалу.
Кто конкурирует с «1С»?
Известно, что чем проще деятельность компании, тем проще предложить альтернативу, соответственно в таких сегментах больше конкурентов. Для автоматизации торговой деятельности и автоматизации микропредприятий основными конкурентами продуктов «1С» являются: «Мой склад», «Контур Экстерн», «Моё дело». Но они не единственные, есть много менее известных решений. Для ведения бухгалтерии и управленческого учета средних производственных предприятий постоянными конкурентами являются «Парус» и «Галактика». Сильным конкурентом «1С» в сегменте автоматизации электронного документооборота является компания Directum.
Сложнее ситуация в сегменте автоматизации процессов крупных компаний. Российских конкурентов практически нет, поскольку и «1С» на текущий момент с большой осторожностью рассматривается как альтернатива Enterprise-продуктов, таких как SAP и Oracle. Лишившись поддержки и лицензий, крупные компании чаще поднимают вопрос о переходе на решения от «1С», но российские аналоги не всегда могут полностью их заменить.
Сложности миграции
Основная сложность при миграции в экосистему «1С» — в людях. Для сотрудников любой новый продукт, с новым интерфейсом — выход из зоны комфорта. Другая логика построения учета становится проблемой бухгалтерий, кадров, складов и менеджеров. Самый частый запрос у нас в компании — «сделайте так, как было раньше». И это возможно, но дорого, и часто необоснованно дорого.
Поэтому, прежде чем мигрировать, особенно на предприятиях со сложным, специализированным учетом, мы рекомендуем клиентам найти внутри компании лидеров мнений, способных понять все преимущества продукта и мотивированных двигать в массы решение о миграции. Готовить людей к «переезду» нужно заранее, до того как команда аналитиков интегратора приступит к обследованию. Любая миграция — фактически новое внедрение.
Многие компании, автоматизировав свои процессы на импортном ПО, с неохотой воспринимают необходимость проходить повторно этот путь настройки процессов и в целом ощущают риски низкой вовлеченности персонала в силу изменений их уже привычных действий. Компаниям-франчайзи «1С» сложно, не зная возможностей SAP, продвигать функционал российского ПО. Думаю, мультивендорные компании, как наша, накопившие опыт работы и c SAP, и с «1С», имеют преимущество в предоставлении услуг по миграции в «1С». В «1С» видят тренд и уже начали создавать совместные предприятия с SAP-специалистами.
Перспективы и тенденции развития рынка продуктов «1C»
Господдержка и ориентированность на растущие запросы внутреннего рынка гарантированно обеспечат сегмент стабильным притоком финансов в ближайшие 7–10 лет как минимум. При этом появляются перспективы в создании не только бизнес-приложений, но и инфраструктурных продуктов. Запросы рынка охватывают широкий спектр: операционные системы, базы данных, продукты, обеспечивающие безопасность доступа, мобильные приложения и пр. Иными словами, рынку нужно всё, что способно эффективно обеспечивать работу организаций и обычных пользователей, и чем раньше, тем лучше.
В ближайшие 3–5 лет мы точно увидим стабильный рост продаж продуктов «1С», увидим отчеты о точечных успешных внедрениях «1С» на крупных промышленных предприятиях. «1С» заходит в сферу предоставления онлайн-сервисов, однако резкого скачка продаж в этом сегменте ждать не стоит, ведь для «1С» это новый рынок. В целом, если вендор решит насущную задачу привлечения компетенций в Enterprise-сегменте, возможна своеобразная монополия «1С» на решения для крупного бизнеса в России. При этом наиболее перспективными в будущем нам представляются платформенные решения, объединяющие множество продуктов, в том числе «1С», в единую систему на основе Data Lake и взаимно интегрированные между собой, – так подобный подход способен эффективнее прочих решать существующие проблемы масштабирования и интеграции.
Автор: Мария Погорелова, руководитель управления «1С», компания «ЕАЕ-Консалт»
Источник: IT World.