Меню

Где прячутся подводные камни ERP-импортозамещения?

ERP-системы играют базовую роль в процессах цифровой трансформации производственных предприятий. Они отвечают за автоматизацию ключевых процессов на предприятии, управление ресурсами, централизацию данных из различных функциональных областей, мониторинг и аналитику производственной деятельности предприятия. И являются тем фундаментом, на котором строится цифровизация. Каких подводных камней стоит опасаться при импортозамещении ERP-систем? Рассуждает Алексей Насакин, руководитель направления Управление производством ERP-платформы «Ма-3».

ERP-системы играют базовую роль в процессах цифровой трансформации производственных предприятий. Они отвечают за автоматизацию ключевых процессов на предприятии, управление ресурсами, централизацию данных из различных функциональных областей, мониторинг и аналитику производственной деятельности предприятия.  И являются тем фундаментом, на котором строится цифровизация. Каких подводных камней стоит опасаться при импортозамещении ERP-систем? Рассуждает Алексей Насакин, руководитель направления Управление производством ERP-платформы «Ма-3».

При импортозамещении мы остаёмся в пространстве рыночных отношений, хоть наши рынки и видоизменяются. Поэтому все равно осталось понятие цикла продаж, но цикл продаж наших, достаточно емких в ресурсном и финансовом плане решений, теперь превратился в цикл импортозамещения. Что-то в этом цикле осталось прежним, что-то радикально изменилось.

Что осталось прежним?

Остались базовые вещи – если нужно зайти на крупное предприятия с ERP-системой, то необходим выход на лиц, принимающих решения, так как бюджеты проектов велики. Необходимы референсы на успешные внедрения, нужны демо- или учебные системы. И надо хорошо понимать бизнес своего заказчика.

Что поменялось?

Если раньше были какие-то варианты – с чем и как будут сравнивать предлагаемое решение представители заказчика, то сейчас ситуация другая. Общаться придется со специалистами, которые 15 и более лет работают в западной ERP-системе. И, скорее всего, это будет опыт работы с лидером мирового рынка. Поэтому новое решение будет сравниваться с решением лидера мирового рынка. Никак не ниже. И при этом придется общаться с двумя группами «слушателей». Первая – это менеджеры, над которыми висит обязанность импортозамещения и которые настроены на поиски компромиссов.

Рис. При внедрении или дальнейшем развитии системы так или иначе придется решать задачи реализации отсутствующих функций и модификации существующих

Другая группа – технические специалисты заказчика, которые свою задачу на встрече с вами видят приблизительно так: «Сейчас мы озвучим вам перечень проблем, которые за 15 лет не смогли решить с помощью системы-лидера мирового рынка. Выслушаем, что и ваш продукт «по щелчку пальцев» тоже не может решить эти проблемы (раз лидер не смог). В результате гарантированно составим отрицательное заключение, чтобы наши руководители оставили нас в покое — хотя бы года на 3 — и мы продолжим работать в привычной нам среде импортного продукта».

Это реальность текущего импортозамещения.

Такие подходы со стороны технических специалистов заказчика обоснованы простыми вещами. Как показывает практика, даже после прекращения официальной поддержки со стороны западного вендора, какое-то количество лет систему могут поддерживать местные специалисты. Такова лицензионная политика западных вендоров и суть их практики работы на сегодняшнем российском рынке.

Известен кейс — один из крупных заказчиков SAP ERP в течение 10 лет не оплачивал поддержку вендора и нормально работал, даже не получая обновлений системы. И только когда компании понадобился новый функционал, она решила возобновить оплату поддержки.

Какие это имеет следствия для нас, как вендора сложного ERP-решения? Российский вендор должен иметь ресурс на ожидание, пока техническим специалистам заказчика не станет ясно, что с импортным продуктом пора прощаться окончательно. Это новый момент, на который вендор должен закладывать дополнительные ресурсы.

Есть еще одна особенность процесса импортозамещения, которая проявилась на рынке ERP совсем недавно, буквально в течении последних двух-трех лет. Это необходимость использования концепции MVP (Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») при продвижении ERP-решения. Казалось бы, где концепция MVP, а где ERP -система? MVP — это мир стартапов, это «сделаем быстро-быстро, иначе не взлетим», а ERP – это нечто очень большое, основательное, дорогое, где процессы внедрения порой идут годами. Но «импортозамещать» приходится системы, которые дорабатывались под нужды конкретного заказчика порой 10-15 лет, соответственно, чтобы уложиться в сжатые сроки замещения такой высококастомизированной системы на российскую, необходимо быстро показать заказчику ожидаемый результат. Заказчик не планирует ждать еще 15 лет, а значит для вас абсолютно необходимо использовать концепцию MVP, показывая заказчику прообраз кастомизированного решения уже сейчас.

Возможности доработки ERP-решения

При внедрении или дальнейшем развитии системы так или иначе придется решать задачи реализации отсутствующих функций и модификации существующих.

Для реализации отсутствующих функций и в западной ERP-системе, и в российской требуется дополнительная разработка. В этом смысле целесообразно в рамках импортозамещения оценить возможности и трудоемкость разработки дополнительных функций в целевой системе.

Опыт внедрения показывает, что кастомизация и доработка наиболее известных западных ERP-систем часто ведет к серьёзным траудозатратам в силу целого ряда факторов, среди которых можно выделить различия западных и российских методик ведения учета в финансах и контроллинге, а также различия в сложившихся бизнес-практиках управления в конкретных индустриях.

Если говорить о российской ERP-платформе «Ma-3», то, помимо «нацеленности на роcсийскую практику учета и управления», она обладает широким спектром инструментов, ускоряющих кастомизацию и позволяющих снизить затраты на процесс доработки системы в соответствии с требованиями клиента, поскольку эти механизмы изначально заложены в архитектуру системы.

Если имеющийся функционал системы не отвечает потребностям клиента в достаточной степени, то в рамках проекта можно создать свое проектное решение. Как указывалось выше, есть возможность создавать свои сущности, которые будут опираться на модели (которые будут состоять из таблиц) и представления. Это может быть решение, опирающееся на существующий функционал или, наоборот, отдельный от него, так как есть возможность и создавать собственные таблицы и писать код, который будет скомпилирован в репозиторий пользовательских доработок. А значит при обновлении таблицы и функционал не потеряются.

Гибкие возможности настройки, развитые инструменты доработки в сочетании с высокой производительностью, устойчивой работой нескольких тысяч одновременно работающих пользователей и масштабируемостью российской ERP-платформы «Ма-3» позволяют применять ее в качестве импортозамещающего ERP-решения на крупных промышленных предприятиях и в промышленных холдингах.

Вся инфографика статьи - по ссылке.

Источник: CNews Цифровизация.