Меню

«Философия.ИТ»: В ближайшее время мы увидим вторую волну внедрений ERP на российских решениях

О текущем состоянии российского рынка ERP TAdviser побеседовал с Дмитрием Потаповым, заместителем генерального директора компании «Философия.ИТ», старшим партнером Лиги Цифровой Экономики.

О текущем состоянии российского рынка ERP TAdviser побеседовал с Дмитрием Потаповым, заместителем генерального директора компании «Философия.ИТ», старшим партнером Лиги Цифровой Экономики.

— В каком состоянии сегодня находится рынок ERP в России? Как на него повлиял уход иностранных поставщиков из страны?

ДМИТРИЙ ПОТАПОВ: Если в прошлом году все замерли в ожидании перемен, то в 2023-м рынок пришел в движение. Многие заказчики, в первую очередь государственные, начали проекты по переходу с иностранных ERP-систем на российские. Однозначным лидером среди отечественных вендоров здесь является «1С». Другие заказчики, как правило это компании из коммерческого сектора, приняли решение продолжать эксплуатировать имеющиеся западные системы, прикладывая больше усилий для их поддержки в изменившихся условиях.

— ERP — одна из наиболее распространенных технологий, осталось ли место для крупных проектов в российских организациях, новых внедрений?

ДМИТРИЙ ПОТАПОВ: С одной стороны, все крупные организации тем или иным способом давно закрыли вопрос внедрения ERP. С другой, возникла необходимость импортозамещения и это возродит спрос на большие проекты. Взять, к примеру, задачу перехода с SAP на «1C» — трудозатраты такого проекта вполне сопоставимы с внедрением западного продукта с нуля. Нужно адаптировать процессы под функциональные возможности новой системы, создавать доработки, интерфейсы, мигрировать данные, обучать пользователей и т. д. Так что уровень затрат получается сопоставимым с внедрением SAP с нуля. Плюс к этому всегда будут корпоративные слияния и поглощения, требующие консолидации ERP-систем, внедрения новой функциональности. Отдельно стоит упомянуть проекты возвращения клиентов из зарубежных облаков в on-premise-конфигурации. Надо также отметить, что импортозамещение открывает перспективы больших ERP-проектов для новых и не столь известных российских решений. На любом рынке существует конкуренция, и в текущих условиях многие вендоры получают реальный шанс побороться за серьезные бюджеты с той же «1С».

— Предлагают ли российские поставщики продукты, схожие по функциональности с иностранными аналогами?

ДМИТРИЙ ПОТАПОВ: Тут ситуация неоднозначная. Являются ли российские продукты полноценными аналогами SAP и Oracle? Очевидно, нет. Чудес не бывает — в зарубежные решения вложено на порядок больше трудозатрат. Однако можно ли сегодня начинать переход на российские системы? Да, можно. Где-то будет не хватать функциональности, где-то будут проблемы с производительностью, но все эти задачи решаемы совместно с местными вендорами. А вот что делать с критическими ошибками в зарубежных ERP-продуктах — большой вопрос. Что важно: я думаю, как только у нас появятся примеры крупных успешных внедрений российских ERP-систем, мы увидим массу желающих на эти системы перейти. Также я не открою тайну, если скажу, что на любом крупном проекте с SAP или Oracle пишется большое количество кастомизаций. Во многих случаях они повторяют друг друга у разных клиентов, закрывая одни и те же пробелы в функциональности зарубежных систем. В нынешней ситуации выглядит целесообразным объединить ресурсы клиентов и найти возможность делиться такими доработками друг с другом. Простейший способ — создать механизм их интеграции в вендорские продукты.

— Потребность заказчиков в части ERP может закрываться заказной разработкой, в том числе на базе open source, или же необходимо использование именно коробочных продуктов, проприетарного ПО?

ДМИТРИЙ ПОТАПОВ: С одной стороны, ERP-процессы отличаются тем, что их в компании много (сотни) и при этом они редко меняются. В такой ситуации не вижу особого смысла для клиента изобретать велосипед и писать ERP-систему на СПО с нуля исключительно для себя — проще и дешевле взять что-то готовое и адаптировать под специфику предприятия.

С другой стороны, не секрет, что функциональность тех же SAP и Oracle создавалась на деньги крупных клиентов, которые годами платили за техподдержку, лицензии и просили дорабатывать продукты конкретно под них.

Я думаю, что не стоит изобретать велосипед и здесь. Правильный подход для ведущих российских заказчиков — объединить усилия с кем-то из отечественных ERP-вендоров и совместно доработать функциональность системы под собственные потребности.

Стоит сделать одну оговорку. Я допускаю, что кто-то из крупных клиентов может разработать и успешно продвигать на рынке решение для какой-то узкой задачи, характерной для его индустрии. Вендор всегда больше заинтересован в развитии функциональности, востребованной широким кругом заказчиков, так что до нишевых решений руки могут и не дойти. Эту нишу может заполнить клиент. Но и в этом случае я вижу целесообразным не начинать разработку с нуля, а взять за основу технологический стек какого-нибудь поставщика. Фактически речь идет о создании в кооперации с вендором индустриального модуля в рамках существующей ERP-системы.

— Задействованы ли ERP-продукты в параллельном импорте, есть ли на рынке иностранные решения дружественных стран?

ДМИТРИЙ ПОТАПОВ: Попытки параллельного импорта будут, но не думаю, что это панацея — новую ERP-систему на флешке через границу не провезешь. В частности, мы в Лиге Цифровой Экономики в прошлом году изучали доступные на российском рынке решения дружественных стран. Ничего действительно достойного внимания наших заказчиков мы не нашли.

К тому же непатриотично продолжать отдавать деньги вовне за то, что мы можем делать сами. Давайте вместе развивать российских производителей ERP, благо они есть.

— Тогда вернемся к отечественному рынку, какие новые игроки там появляются?

ДМИТРИЙ ПОТАПОВ: Вместе с одним из наших крупных заказчиков мы познакомились с продуктом Global ERP, который нам очень понравился. Что интересно, история продукта насчитывает уже два десятилетия, поэтому новым его назвать можно с большой натяжкой, но в поле зрения Лиги он попал именно сейчас. Разработчик «Бизнес Технологии» еще пять лет назад осуществил перевод решения на импортонезависимый технологический стек — текущие заказчики работают именно на нем. В системе реализованы все классические ERP-компоненты: от учетных до сложных модулей дискретного и непрерывного производства. Мы уже заключили с коллегами партнерское соглашение от лица входящей в Лигу компании «Философия.ИТ», вкладываемся в изучение продукта и готовы предлагать его нашим клиентам совместно с вендором.

— Дайте прогноз: что будет с рынком ERP в ближайшие 5–10 лет, какие тренды будут наиболее актуальны?

ДМИТРИЙ ПОТАПОВ: В ближайшие пару–тройку лет я ожидаю рост рынка ERP за счет проектов импортозамещения, в первую очередь в компаниях с государственным участием. В дополнение к «1С» активизируются и другие вендоры, вопрос в том, сможет ли кто-то из них стать полноценным конкурентом гегемону или же они останутся нишевыми игроками в своих сегментах.

Таким образом, за этот период на рынке появятся примеры успешных крупных внедрений и понятный перечень вендоров. Компании, которые предпочли остаться на SAP и Oracle, все-таки начнут сталкиваться с необходимостью перехода на другую — отечественную — систему из-за растущего числа проблем с эксплуатацией без вендорской поддержки. Так что я думаю, что в ближайшее время мы увидим вторую волну перевнедрений ERP на российских решениях.

Источник: TAdviser.