Меню

Промышленное ПО: далеко ли до импортозамещения?

Серьезное препятствие для развития отечественного промышленного ПО – ограниченное количество его потенциальных потребителей. Преодолеть проблему поможет обеспечение гарантированного спроса в рамках принятых правительством дорожных карт индустриального и общесистемного ПО.

Серьезное препятствие для развития отечественного промышленного ПО – ограниченное количество его потенциальных потребителей. Преодолеть проблему поможет обеспечение гарантированного спроса в рамках принятых правительством дорожных карт индустриального и общесистемного ПО. 

Импортозамещение промышленного ПО постепенно становится реальностью, но о его достижении пока говорить преждевременно. Как сообщали  в начале нынешнего года «Известия», ожидалось, что по итогам 2022 г. индекс технологической независимости в области программного обеспечения лишь немного превысит 50%. Дорожной картой «Новое индустриальное программное обеспечение», утвержденной в декабре 2022 г. правительством РФ, предусматривалось, что к 2030 г. показатель превысит 82%. Дорожная карта содержит реалистичные ожидания в отношении динамики индекса. Прогнозируется, что в обозримом будущем он будет расти на несколько процентов в год.

Сегодня у предприятий разных отраслей промышленности существуют потребности, которые не могут быть удовлетворены имеющимся на рынке российским ПО. Наиболее сложная ситуация сложилась с ИТ-решениями, функциональность которых специфична для одной или нескольких отраслей, например, для автомобилестроения. По данным НАМИ, как минимум 29 потребностей российских автопроизводителей сегодня не покрываются отечественными ИТ-решениями. При этом еще для 53 потребностей требуется значительная доработка российского ПО.

В ряде случаев подобное положение вещей вынуждает автопроизводителей создавать собственные ИТ-решения. Так, в мае 2023 г. «АвтоВАЗ» был отключен от ИТ-ландшафта Renault, и теперь компания возвращается к использованию ИТ-решений собственной разработки. Эти решения не развивались с момента вхождения компании «АвтоВАЗ» в группу Renault в 2014 г., и сегодня специалисты компании реализуют переход с 200 зарубежных решений на 50 собственных систем, дорабатывают их и обновляют.

Схожая ситуация наблюдается у КАМАЗа. В частности, компания планирует заменить компоненты иностранной системы SAP Automotive на доработанную версию одного из продуктов фирмы «1С». Однако переговоры о доработке продолжаются, и в качестве альтернативного варианта КАМАЗ рассматривает создание собственного ИТ-решения. С аналогичными проблемами столкнулась и «Группа ГАЗ», которая сегодня использует как продукты собственной разработки, так и решения от «1С».

Причина подобного положения вещей как в автомобилестроении, так и в других отраслях промышленности, кроется прежде всего в ограниченном количестве потенциальных потребителей отраслевых ИТ-решений. Если потребителями условного пакета офисных программ могут стать тысячи российских компаний, то у отраслевого ПО их количество может измеряться единицами, в редких случаях – десятками. Разработчик российского ПО, занявшийся созданием отраслевого ИТ-решения, сильно рискует: если его продукт не будет востребован несколькими крупными участниками рынка, то вернуть затраченные на разработку средства не получится.

Один из путей исправления сложившегося положения – обеспечение гарантированного спроса, и государство активно содействует этому. Так, в рамках дорожных карт «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение» на собственные средства компаний предполагается реализовать проекты общей стоимостью более 200 млрд руб. В дорожные карты включены проекты таких компаний, как «Лукойл», «Новатэк», «Северсталь», «Русагро» и пр. Ожидается, что гарантированный спрос на некоторые из разрабатываемых ИТ-решений позволит компаниям выйти на рынок ПО и в дальнейшем развивать свои продукты в соответствии с рыночными принципами.

Автор: Евгений Зараменских, профессор, руководитель департамента бизнес-информатики Высшей школы бизнеса, НИУ ВШЭ.

Источник: ИКС-Медиа.