Ремонтами займется цифра?
Возможности автоматизировать техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) предприятиям ТЭКа позволяет повысить эффективность работы. В том числе с учетом процессов импортозамещения, который сейчас ведется. О том, как на производстве идет процесс автоматизации, насколько активно продвигается процесс импортозамещения систем управления ТОиР и каковы перспективы появления удобных и доступных отечественных решений в этой области, «ЭПР» рассказали участники рынка.
— По данным на прошлый год, в сфере технического обслуживания и ремонта промышленных предприятий в России 50% компаний продолжают использовать SAP. Как вы думаете, почему так медленно происходит процесс импортозамещения в данной сфере (связано это с тем, что предложения российских вендоров недостаточно или они не могут составить достойную конкуренцию зарубежным решениям? Или этот процесс обусловлен затратностью перехода на отечественные решения, необходимостью готовить кадры и т. п.)?
Валентин Макаров, президент РУССОФТ:
— Дело в том, что решение SAP в EAM действительно является эффективным, к которому наши компании и их ИТ-персонал привыкли и приспособились. За 20 лет сформировалось сообщество компаний и специалистов, которые прекрасно знают SAP и научились оказывать весь комплекс услуг по доработке и поддержке его решений.
Кроме того, само решение находится на серверах клиентов, а не в облаке, и не может быть удалено или повреждено извне. Другое дело, что эти решения не получают автоматического обновления из SAP, а значит, через несколько лет само решение отстанет от обновляемого решения SAP.
Леонид Алтухов, президент «Интерпроком»:
— В России не так много компаний, которые используют зрелые автоматизированные решения на базе ПО крупнейших брендов вроде SAP или IBM. При этом автоматизация на российских предприятиях в основном касалась ERP и далеко не всегда включала в себя автоматизацию ЕАМ (ТОиР). По нашей оценке, только 10 % российских компаний действительно серьезно занимались автоматизацией ТОиР. Сколько из них использовали SAP, сказать сложно. Возможно, действительно близко к 50 %.
Когда перед предприятиями промышленности встал вопрос импортозамещения, было важно найти такой российский продукт, который будет достаточно зрелым, сравнимым с западными образцами. В России есть достойные решения, но проблема заключается в отсутствии хорошей популяризации. Команды заняты созданием сложного продукта и пока не заморачиваются маркетингом. Государство пытается прийти на помощь таким командам и создает общую для страны карту импортозамещения, чтобы, посмотрев на нее, руководитель мог понять, какие процессы он может автоматизировать и кто с этим лучше всего справится.
Если резюмировать, то процесс импортозамещения, действительно, протекает тяжело. Толковых решений мало, и связано это с тем, что часть процессов, относящихся к ТОиР, как и ранее, многие компании не считают важным спешно автоматизировать. Отсутствие спроса порождает низкое предложение. А непростой процесс внедрения новых программно-аппаратных комплексов заставляет заказчиков откладывать и откладывать автоматизацию.
С другой стороны, такие компании, как Газпром, РЖД Строй, Росэнергоатом, очень активно занимаются импортозамещением и автоматизацией ТОиР — ведь это предприятия критической инфраструктуры, поддержание непрерывной и безаварийной деятельности которых имеет общегосударственное значение.
Ирина Макарова, руководитель группы проектной аналитики Ctrl2GO Solutions:
— В крупных производственных компаниях SAP в первую очередь используется как большая ERP-система, обеспечивающая процессы управления производством продукции. SAP — это целая экосистема, в которой ТОРО всего лишь один из модулей, который уже из коробки интегрирован и с управлением персоналом, и с управлением финансами, и с планированием производства.
При этом российских аналогов, равнозначных по объему автоматизируемых функций ERP, пока не появилось. Поэтому полностью уйти с SAP как с ERP-системы у предприятий нет возможности. Импортозамещением SAP в первую очередь занимаются компании, где SAP был внедрен и активно использовался именно в объеме ТОРО, поскольку достойные аналоги данного функционального блока SAP на российском рынке есть.
Кроме того, многие частные компании уже вложились во внедрение ТОРО на SAP и в условиях мирового кризиса и дефицита бюджета не готовы вкладывать еще больше денег во внедрение новых продуктов.
— Можно ли ожидать в ближайшие1–3 года появление большего числа отечественных ЕАМ-решений, новых поставщиков в сфере управления процессами ТОиР?
Валентин Макаров:
— Да, так и будет, индустрия к этому готова. Остается получить господдержку для формирования платформенных замещающих решений и для выделения финансовых мер поддержки выхода на дружественные рынки с кредитованием покупателя, предоставлением гарантий и страхования.
Леонид Алтухов:
— Количество зрелых решений в области ТОиР будет исчисляться единицами. Как я уже говорил, спрос на них пока невелик, а предложение не будет создаваться впрок, потому что разработка подобных сложных систем занимает от 5 до 8 лет.
Инвестировать в нее при таком рынке слишком рискованно. Поэтому объем предложения останется прежним, и обеспечивать его будут команды, которые уже сейчас имеют готовые решения и достаточно долгое время развиваются в данном направлении.
Ирина Макарова:
— В настоящее время идет массивный передел рынка систем управления ТОиР, ключевыми игроками в котором становятся вендоры с серьезной методологической и консалтинговой базой, создающие продукты в кооперации с крупными отраслевыми заказчиками.
Внедрение систем управления ТОиР, в первую очередь, это большие проекты преобразований, предполагающие изменение подходов к управлению, мировоззрения персонала, большую работу с данными.
Серьезную конкуренцию могут составлять только компании, которые умеют это делать и могут помочь заказчикам реализовать такие проекты, часто растянутые на несколько лет. Отдельные разработчики могут начать копировать функционал уже новых российских продуктов, но такие системы не будут работать.
Они могут быть куплены как «коробка» и положены на полку, потому что главное — это не инсталлировать программный продукт, а заставить его работать.
Валентин Макаров:
— Для ускорения перехода на отечественные решения недостаточно разработать альтернативный продукт для конкретного российского заказчика, как это делается в ИЦК.
Необходимо его продавать на сравнимых по объему рынках, чтобы иметь необходимый финансовый поток и объем практического применения, чтобы добиться необходимого качества.
— Насколько сегодня распространена практика импортозамещения систем управления ТОиР? И в чем риски «переезда» на отечественное ПО? Есть ли достойная альтернатива зарубежным решениям?
Ирина Макарова:
— Импортозамещение систем ТОиР в настоящее время идет наиболее активно, поскольку в России еще с начала 2000-х годов развивалась мощная методологическая база, во многом опередившая и дополнившая зарубежные продукты с учетом российской специфики и опыта эксплуатации в условиях российских предприятий.
В целом импортозамещение систем управления ТОиР может вестись как отдельные проекты и при этом не влияют на основной производственный процесс, в связи с чем риски внедрения новых систем минимальны.
Системы ТОиР не автоматизируют управление производством и косвенно влияют на положительный денежный поток, в первую очередь, ориентируясь в своих эффектах на снижение затрат.
Помимо этого, системы ТОиР являются системами поддержки принятия решений, где роль инженерного персонала остается ключевой, поэтому переход на новую систему даже на период «алгоритмической обкатки» несет минимальные риски с точки зрения обеспечения надежности.
Прочие же риски: некачественная работа с данными, снижение мотивации персонала, временное повышение нагрузки и т.п. сопровождают любое внедрение новых программных продуктов, они предсказуемы и управляемы.
Леонид Алтухов:
— Риски переезда на отечественное ПО связаны с тем, что изменить придется не только прикладную часть. Надо менять весь стек технологий: серверную часть, операционную систему, базы данных и, наконец, собственно прикладное решение. Для этого нужна команда, которая имеет опыт работы с инфраструктурой, опыт интеграции компонентов, дальнейшей поддержки всей системы, а также способна толково обучить сотрудников предприятия грамотному использованию новой системы. Таких команд мало, но они есть.
Тимур Рахимов, руководитель направления по работе с предприятиями ТЭКа компании САТЕЛ:
— Общая проблема топливно-энергетического комплекса (ТЭК) — это устаревшее оборудование, которое сдерживает цифровизацию отрасли в целом, не только ТОиР. Аналитики предсказывают, что полный переход на отечественное программное обеспечение в энергетике будет реализован к 2026 году, а для программно-аппаратных комплексов — к 2028 году. Однако некоторые компании в отрасли планируют полностью отказаться от импортного ПО уже в 2025 году.
Можно также обозначить сложности в совместимости ИТ-решений от разных вендоров, что может значительно замедлить процесс перехода на новые технологии. Для решения данной задачи ИТ-компании разработали интеграционные шины, которые помогают разным системам взаимодействовать друг с другом.
Также мы сталкиваемся с естественными опасениями заказчиков о тех издержках, которые придется внести в бюджет для замены старых и отлаженных годами процессов на новые технологии. Однако ИТ-компании, которые на рынке далеко не первый год, уже давно разработали эффективные методологии для интеграции новых решений и минимизации расходов. Колоссальные возможности новых технологий позволяют в короткие сроки оптимизировать бюджеты на ремонтно-восстановительные работы, повысить эффективность, обеспечить не только компенсацию издержек, но и рост прибыли.
Источник: Энергетика и промышленность России.