Меню

Склады оцифровываются

Изменения в области складской логистики последних лет хотя и имеют свою специфику, во многом совпадают с трендами, общими для всей экономики страны. Об актуальных вызовах, которые стоят перед участниками рынка, рассказал генеральный директор компании FIRST Максим Сергеев.

Изменения в области складской логистики последних лет хотя и имеют свою специфику, во многом совпадают с трендами, общими для всей экономики страны. Об актуальных вызовах, которые стоят перед участниками рынка, рассказал генеральный директор компании FIRST Максим Сергеев.

В России логистический рынок начал формироваться в 2005 году, и с тех пор он развивается скачками. Время от времени в экономике происходят события, которые становятся факторами, провоцирующими изменения в логистической сфере. Это могут быть как кризисы, так и появление новых направлений. Последним таким событием стало бурное развитие маркетплейсов в разгар пандемии. Именно глобальные операторы онлайн-ритейла сегодня задают тренд в логистике. При этом основной функцией современного склада является уже не просто хранение, а грузообработка.

Именно от этой задачи зависит и зонирование пространства, и уровень автоматизации, и выбор применяемых технологий.

На фоне структурной перестройки российской экономики компании сталкиваются с беспрецедентным кадровым голодом: о нехватке персонала заявили 60% промышленных предприятий, о проблемах с наймом – 80%, что является рекордом за последние 25 лет. Но недостаточно просто увеличить численность персонала, иногда это наоборот может привести к уменьшению производительности.

Эксперты отрасли приходят к выводу, что решить проблему можно только в комплексе – за счет снижения непроизводственных потерь и повышения уровня автоматизации и роботизации складских комплексов. Здесь пока есть, к чему стремиться. В 2023 году совместно с партнерами мы провели исследование глубины автоматизации складов, опросив представителей 120 компаний, владеющих складскими помещениями разных типов.

Выяснилось, что 40% компаний в принципе не используют WMS (систему управления складом), а 80% – не внедряют роботизацию. Вместе с тем, участники рынка проявляют интерес к автоматизации интралогистики, но на планы по внедрению современных инструментов влияет высокая стоимость технологических решений.

50% компаний планируют заменить имеющееся оборудование или купить новое. В первую очередь люди хотят автоматизировать базовые процессы – разгрузку транспорта и подготовку склада к приемке, перемещение товаров внутри склада, рутинные операции и т.д. При этом, стоимость решения не должна превышать 10 млн рублей. Бизнес ищет новые пути в условиях кризиса, но делает это осторожно и старается обойтись «малой кровью».

Игроки рынка отмечают, что в силу демографической ситуации доля человеческого труда внутри склада и в логистике в целом будет постепенно сокращаться.

Эксперты уверены, что в ближайшие годы российские разработчики предложат новые решения по роботам, конвейерам, кранам-штабелерам с высокой степенью локализации, что также повлияет и на требования к зданиям – например, к высоте потолков и этажности.

Еще одним трендом становится более активное применение искусственного интеллекта, который необходим для работы с большими данными, с аналитикой, для планирования закупок из расчета потребностей потребителей. В ближайшие годы задачи по прогнозированию полностью перейдут в зону ответственности искусственного интеллекта, первые шаги для этого уже сделаны. Очевидно, что дальше складские комплексы станут «выше и умнее», будут сами собирать данные об инвентаре и свободном месте, а еще их оснастят искусственным интеллектом – например, функцией прогнозирования. Мы видим все больше российского оборудования для автоматизации и роботизации логистических комплексов и отечественные ИТ-решения для этой сферы. Появляются новые разработчики, которые заинтересованы в продвижении своих услуг. Сейчас есть все условия для развития и продвижения российских решений, которые также могут быть востребованы в дружественных странах.

Источник: Ритейл.ру.