Меню

Слишком дорогой входной билет: российские компании оценили возможность возвращения зарубежных поставщиков

В первом квартале 2022 года из России ушли или приостановили инвестиции в свой бренд на территории страны 560 компаний. Однако уже в этом году завоевывать отечественный рынок готовятся более 300 зарубежных компаний. Российские компании оценивают попытки возвращения со скепсисом. За последние несколько лет отечественные поставщики заняли освободившиеся ниши на рынке, увеличили мощность производства. А входной билет для иностранных компаний на российский рынок окажется слишком дорогим, чтобы окупить затраты на возвращение.

Фокус на рынке переместился в сторону российских решений

Для глобальных BPM-вендоров Россия всегда была хоть и не первым, но достаточно значимым рынком. В стране были представлены такие крупные игроки с собственными BPM-продуктами, как Pega, Oracle, IBM, SAP, Appian и другие. По разным оценкам, до 2022 года их доля на рынке достигала от 50 до 70%. В 2022-23 годах большинство из них объявило о приостановке деятельности в России, причем в ряде случаев были заморожены действующие контракты, а пользователи отключены от облачных продуктов и поддержки.

Впрочем, на рынке BPM, в отличие от других бизнес-критичных сегментов, уже на тот момент было представлено несколько отечественных игроков с достаточно зрелыми и востребованными ИТ-решениями: ELMA, Digital Design, Polycode, Comindware, Naumen и другие. Поэтому после ухода из России западных поставщиков сегмент достаточно быстро адаптировался к изменениям. На протяжении последних трех лет рынок BPM показывал стабильную динамику роста в среднем на уровне 20% год к году.

Причем рост отечественного BPM-сегмента был связан в первую очередь с необходимостью импортозаместить программное обеспечение. Повышение спроса на отечественные BPM решения и, как следствие, усиление конкуренции на рынке привели к росту качества отечественных инструментов.

На сегодняшний день российский рынок BPM систем — зрелый, состоявшийся, со своими лидерами. И западные игроки в случае возвращения в страну столкнутся с целым рядом трудностей. Прежде всего, это отсутствие доверия и поддержки со стороны как клиентов, которые ранее в одночасье лишились доступа к бизнес-критичным корпоративным приложениям, так и со стороны интеграторов.

Российские интеграторы, которые долгие годы выстраивали взаимодействие с западными поставщиками, потеряли большую часть продуктового портфеля после их ухода. Выжили те, кто занимался внедрением не только западных решений, или же те, кто быстро сумел переориентироваться на российских производителей. Моновендорные или недостаточно гибкие компании были вынуждены сворачивать целые направления бизнеса. Никто не может гарантировать отсутствие нового геополитического шока и повторного введения санкций, поэтому для отечественных игроков риски слишком высоки. Вряд ли они полностью откажутся от работы с западными вендорами, но такое сотрудничество скорее всего будет второстепенным, как когда-то это было с отечественными поставщиками.

Со стороны государства также заметен фокус на поддержку именно российского ИТ-сектора, в том числе путем льгот, грантов и субсидий. Более того, уже прозвучали заявления о том, что для компаний, возвращающихся в Россию, будет поставлен ряд условий. Все это не создаст существенных препятствий для зарубежного бизнеса, но даст российским ИТ-поставщикам определенные преимущества.

Кроме того, зарубежные компании с большой долей вероятности столкнутся со сложностями в процессе восстановления цепочек поставок, поддержки клиентов и технической инфраструктуры — все это потребует от них значительных ресурсов и инвестиций. И это — в условиях финансовых рисков, связанных с нестабильностью валютного курса, инфляцией и динамично меняющимся рынком.

Наконец, многие зарубежные ИТ-игроки могут столкнуться с трудностями в поиске кадров. Дефицит ИТ-специалистов в стране по-прежнему оценивается в пределах от 500 тысяч до миллиона человек. Также за три года, что западные компании развивали ИТ-продукты по собственной траектории, многое изменилось. В результате может  возникнуть необходимость дополнительно потратить ресурсы на обучение  специалистов работе с современными зарубежными решениями, с учетом актуальных изменений.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, на мой взгляд, многие BPM-вендоры действительно будут рассматривать перспективы возвращения в Россию в ближайшие годы. И это логично: чем дольше они находятся вне рынка, тем дороже потом будет на него вход. Тем не менее, даже при условии возобновления их работы в регионе они уже не смогут занять тех же позиций, что раньше. Доверие к западным поставщикам утеряно, а российский бизнес все это время вкладывался в развитие технологически независимого и надежного контура ИТ. Поэтому скорее всего их доля ограничится 15-30% в перспективе 3-5 лет, в зависимости от того, как быстро и успешно они смогут адаптироваться к новым условиям и начать конкурировать с местными игроками, — считает Илья Народицкий, директор по консалтингу Navicon.

Новые правила для новых игроков

По мнению руководителя конструкторского бюро компании «Бастион» Александра Слонько, Новые реалии заставили перестроиться российских производителей. К примеру, многие компании при поддержке Министерства промышленности и торговли внедрили собственные разработки и программы локализации. Подобный путь, по словам инженера, выбрала и компания «Бастион».

Более того, на фоне беспрецедентного санкционного давления российскими властями было принято решение перестроить промышленную политику. Минпромторг РФ выступило с инициативой поддержать производство российской промышленной продукции в дружественных странах. Соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Правительства. На основании законопроекта будет внедрено понятие «точка индустриального присутствия за рубежом».

Это будет означать то, что участники, размещающиеся в этих «точках», будут расцениваться как российские производители. Это позволит значительно упростить процесс получения лицензий и поддержки новых производств, что поспособствует развитию локализации и импортозамещения в нашей стране, — отметил эксперт «Бастиона».

Как считает руководитель конструкторского бюро «Бастиона», возвращение зарубежных компаний на российский рынок может поставить под сомнение рентабельность и актуальность требуемых вложений. Ведь здесь стоит учитывать новую политику Минпромторга и крупных холдингов. Будут ли иностранные компании снижать цены на свои продукты ради российского потребителя — уже вопрос. И вопрос этот, как показала практика, далеко не единственный, который придется решать за рубежом.

Источник: RUБЕЖ.