Тренды внутри тренда: к юбилею интенсивного импортозамещения
Импортозамещение в сегменте ПО всех классов активно продолжается, внутри этого тренда происходят некоторые изменения. Бытовавший взгляд, что импортозамещением занимаются госструктуры и организации, попавшие под требования регуляторов, а остальные стараются использовать более привычные инструменты, претерпел существенные изменения.
Сейчас и «госы» вынуждены балансировать, так как и у них бюджеты ограничены, и бизнесы идут на импортозамещение по своей воле, так как под санкционное давление попадают все корпоративные заказчики в рублевой зоне — даже структуры глобальных компаний, продолжающие работу в РФ. Но это не единственное изменение в рассматриваемом тренде.
От выживания — к развитию
На определенном этапе к импортозамещению требования были специфические — ускоренные темпы были продиктованы сочетанием внезапности санкций с необходимостью обеспечения непрерывности бизнес-процессов. Большинство игроков рынка считают, что такая острая фаза прошла довольно давно, и теперь корпоративные заказчики ведут процессы импортозамещения по большей части для задач бизнес-оптимизации — в первую очередь, для повышения санкционной устойчивости и снижения рисков. Но это не единственная причина, есть и другие.
Смена значимых компонент корпоративного ИТ-рельефа всегда задача сложная и рискованная, а потому дорогая. Но периодически корпоративным заказчикам приходится это делать: рано или поздно внедренные решения перестают соответствовать требованиям производительности, функциональности, гибкости и защищенности. В большинстве случаев предпочитают мигрировать на новые версии ранее используемого продукта — система знакомая, специалисты по настройке/администрированию есть, совместимость присутствует и т. д. Однако сейчас приобретение привычных продуктов затруднено из-за санкций, поэтому значительное количество корпоративных заказчиков вынужденно смотрят в сторону российских решений. Заметим, что российские решения активно развивают, поэтому многие заказчики оказываются приятно удивлены, сравнивая актуальные версии «условного 1С» с версиями «условного SAP», которому 5-7 лет, а то и больше.
Заметим, что во многих случаях приходится переходить не только на новые продукты, но и на новые архитектуры, что требует серьезных усилий, но тоже необходимо. Например, для придания возможностей, соответствующих современным требованиям, зачастую приходится «с монолита» переходить «на сервисы». Такой переход позволяет эффективно использовать возможности «облака» — часть сервисов можно оставить на on-premise-составляющей инфраструктуры, а часть вынести в on-cloud в зависимости от технических или финансовых требований.
Подобные задачи для российского софта, с одной стороны, решать сложнее, ведь специалисты по импортозамещающим решениям в дефиците. С другой — проще, так как рядом вендоры, в большинстве случаев готовые помощь консультированием, а иногда и оперативно дописать нужные функции платформы согласно пожеланиям заказчиков. Конечно, у вендоров есть планы развития продуктов — в том числе, и перспективные — но они могут в ряде случаев пересмотрены для заказчиков класса «enterprise» и тем более «large enterprise». Многие заказчики отметили, что обратная связь с вендорами существовала всегда, но сейчас радикально изменилась скорость взаимодействия: раньше от глобальных вендоров желаемых изменений приходилось ждать несколько кварталов, а то и лет, российские вендоры изменения вносят за считанные недели/месяцы.
Импортозамещение импортозамещения
Сейчас набирает обороты саб-тренд перехода с одних российских решений, внедренных в начале периода интенсивного импортозамещения, на другие российские же. Причина проста: в начале внедрили практически первое, что в нужном классе обнаружили с базовой функциональностью, для закрытия проблем (и/или снижения рисков) с грозящим нарушением бизнес-процессов. Однако достаточно быстро выяснили, что далеко не все продукты отвечают требованиям заказчиков как по функциональности, так и по динамике развития.
Превратить решение в полноценный продукт, способный занять достойное место и заметную долю на рынке, достаточно сложно. Сделать стабильно работающее приложение, обладающее нужной функциональностью, необходимо, но недостаточно. Нужна сопроводительная документация, лицензии от регуляторов, инвестиции в партнерскую сеть и обучение инженеров, которые будут продукт внедрять, а также администраторов, которые будут им управлять. Также необходимо наладить работу службы техподдержки, продумать релизный цикл, разработать перспективные планы, создать процессы быстрого вывода патчей и т. д. Важно, что все это не однократные действия, а процессы, которые стоят денег, а с деньгами проблемы.
В большинстве случаев корпоративные заказчики не могут продолжать использование в своих ИТ-рельефах продуктов, демонстрирующих неспособность к развитию. Это и привело к «импортозамещению импортозамещения», что стало одним из факторов, ускоривших консолидацию российского рынка программных продуктов.
Вторая сторона регуляторики
Регуляторные требования, плавно меняющиеся в сторону ужесточения, способствуют процессам импортозамещения на российском рынке. В ряде случаев продуктам нужны сертификаты для работы с персональными данными россиян, использования на объектах КИИ и т. д. Разумеется, решения глобальных вендоров, утрачивающие соответствие требованиям регуляторики, идут «под замену», равно как и ряд opensource-решений, которые иногда еще пытаются использовать корпоративные заказчики в РФ. Однако это только одна из сторон.
Процессы получения нужных сертификатов и подтверждение соответствия достаточно длительные и непростые. Для локальных bigtech-компаний с получением документов обычно проблем нет — такие структуры располагают крупными юридическими отделами и целыми подразделениями, отвечающими за контакты с госорганами. Но мелкие компании и тем более стартапы могут испытывать сложности с получением документов, существенно увеличивающие «time to market» для продуктов, в том числе, инновационных.
Регуляторика усложняет цифровизацию для развития корпоративных заказчиков, которым в ряде случаев приходится проходить сертификацию ИТ-инфраструктур. Тут им помогает «сервисная экономика» — перенос приложений и сервисов в «облака» российских провайдеров, которые уже сертифицировали ряд своих инфраструктур, на чем делают выраженный акцент в маркетинговых активностях. Конечно, «облака» не являются «волшебной палочкой», и перенос в них приложений автоматически не решает все проблемы, но многие из них смягчает. Например, на K2 Cloud Conf рассказывали о безымянном кейсе, в котором заказчику удалось закрыть половину регуляторных требований к инфраструктуре простым переносом части сервисов в соответствующее «облако», но со второй половиной все же пришлось разбираться самостоятельно.
Вместо заключения
Импортозамещение было и остается очень дорогой историей, требующей от всех игроков рынка огромных ресурсов, причем не только финансовых. Часть новых саб-трендов — например, импортозамещение импортозамещения — кратно увеличивают расходы корпоративных заказчиков на ИТ, причем эти расходы не всегда эффективны. Однако импортозамещение в обозримой перспективе будет продолжено, ведь нет никаких предпосылок для изменения данного тренда.
Много говорят о достижении «технологического суверенитета», но он возможен при технологическом лидерстве. Лидерство вполне достижимо при имеющемся техническом /научном /инженерном потенциале, но стоит дорого. Инвестиции вендора в развитие продуктов зависят от доходов, а те в свою очередь от объемов продаж, которые ограничены размером доступного рынка. Вопрос о достаточной емкости национального рынка для полноценного развития локальных продуктов остается открытым, а масштабного выхода российских вендоров на рынки дружественных стран пока не наблюдаем.
Автор: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News.
Источник: IT Channel News.