Цифровая трансформация бизнес-процесса «Технологическое присоединение к электрическим сетям»: от SAP к 1С в условиях импортозамещения
В условиях импортозамещения и повышения требований к управляемости бизнес-функций «Россети Тюмень» реализовали проект по созданию автоматизированной системы управления процессом технологического присоединения (АСУ ПТП).
Созданное решение позволило перейти от разрозненных и ручных операций к централизованной цифровой модели, охватывающей весь жизненный цикл работы с заявками на технологическое присоединение к электрическим сетям – от подачи заявки до формирования акта о выполнении технических условий.
Зачем понадобилась новая система
До реализации проекта по внедрению АСУ ПТП в компании использовалось решение на базе SAP ERP, входившее в состав автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью (АСУ ФХД). Однако эта система не предназначалась для задач технологического присоединения (ТП). В ней отсутствовали маршруты, статусы, логика задач и контрольные точки.
Дополнительным фактором стало требование по переходу на отечественное ПО, установленное в рамках политики импортозамещения. Это означало необходимость полного отказа от SAP, включая миграцию данных, выстраивание новой архитектуры и обеспечение совместимости с корпоративной ИТ-инфраструктурой.
Решение: АСУ ПТП на базе «1С:ERP Энергетика»
В качестве платформы для автоматизации было выбрано российское отраслевое решение «1С:ERP Энергетика». В рамках реализуемого проекта его архитектура была адаптирована под требования Группы компаний «Россети» и бизнес-процессы компании «Россети Тюмень». Команда «Россети Тюмень» совместно с разработчиками 1С из компаний «Россети Цифра» и «Бест» создала специализированный ИТ-продукт высокой степени готовности.
Проект включал в себя:
1) концептуальное проектирование Системы (подсистема технологических присоединений, учета обращений и дополнительных услуг), включая описание архитектуры решения и интеграций;
2) формирование схем бизнес-процессов технологического присоединения, учета обращений и дополнительных услуг, а также концепции ролей и полномочий пользователей по бизнес-процессам;
3) реализацию функциональности Системы;
4) интеграцию с корпоративными системами:
• ЕИП – единой интеграционной платформой Группы компаний «Россети», связанной с различными централизованными сервисами, в т.ч. сервисом по подаче заявок на технологическое присоединение – порталом электросетевых услуг «Портал-ТП.рф» – и мобильным приложением для клиентов;
• историческими модулями АСУ ФХД, которые до момента перехода на 1С продолжили функционировать на платформе SAP ERP;
• управления персоналом на платформе 1С:ЗУП;
• централизованной по группе компаний Системой электронного документооборота (СЭДО);
• управления телефонными переговорами с клиентами на платформе Oktell.
5) поэтапную миграцию данных из SAP с верификацией и валидацией исторических данных; 6) обучение пользователей и поддержка опытной эксплуатации.
Для формализации целевой архитектуры и процессов использовались инструменты системы проектирования прикладных решений (СППР). Команда проекта построила схемы AS IS / TO BE, определила «узкие места» в бизнес-процессе и разработала логическую модель информационного потока АСУ ПТП. Все моделирование проводилось в централизованном решении Группы компаний «Россети» – Системе моделирования единой корпоративной архитектуры (СМЕКА). Также были сформированы технические проекты и функциональные спецификации по интеграциям с корпоративными системами (ЕИП, SAP ERP, 1С ЗУП, СЭДО, Oktell).
Сложности и особенности
Основная сложность проекта была связана с миграцией данных из SAP ERP, структура хранения данных в которой значительно отличается от реализованной модели на платформе 1С. При этом из-за проводимой в предыдущие годы постоянной модификации SAP, исторические записи часто не содержали всей необходимой аналитики, что привело к необходимости поиска решений по дозаполнению и корректировке данных.
Энергетики разработали инструменты выгрузки и конвертации данных, которые позволили обеспечить высокий процент переноса исторических данных из SAP в новую систему АСУ ПТП. Доля успешной миграции составила более 98%. Дополнение и уточнение информации осуществлялось в ручном режиме – его обеспечили вовлеченные в процесс пользователи.
Другой особенностью системы АСУ ПТП стали бизнес-процессы, требующие обеспечения непрерывности их протекания – бизнес-процессы по каждой из заявок на технологическое присоединения в момент перехода на АСУ ПТП находились на разных этапах их реализации (рассмотрение заявки, подготовка технических условий, расчет стоимости услуг, заключение договора на технологическое присоединение, выполнение мероприятий по строительству электросетевых объектов, осуществление включения объектов и пр.).
Перед командой проекта стояла задача одномоментно запустить в АСУ ПТП все бизнес-процессы по мигрированным данным с учетом статуса и состояния каждого из процессов и документов. Для этого была проведена работа по сопоставлению точек маршрута целевого бизнес-процесса с состояниями миграционных данных. Подготовительная работа на этапе опытной эксплуатации АСУ ПТП с пилотным объемом данных и реализация комплексного плана переключения на 1С позволили с минимальным временем простоя – за три дня (два из которых были выходными) – выполнить следующий объем задач:
• миграция исторических данных;
• ввод в промышленную эксплуатацию АСУ ПТП;
• переключение интеграционных потоков всех задействованных систем на АСУ ПТП;
• вывод из эксплуатации SAP.
При этом команда проекта в новой системе АСУ ПТП сохранила связи, структуру и непрерывность учёта.
Еще одна важная особенность проекта – территориальная распределенность компании «Россети Тюмень». АСУ ПТП введена в промышленную эксплуатацию сразу на всех уровнях компании – от исполнительного аппарата до районов электрических сетей на всей территории присутствия. Общее количество сотрудников, которые приступили к работе в новой системе, составило более 700 человек. Для обеспечения одновременной корректной работы такого количества пользователей специалисты «Россети Тюмень» разработали и применила в АСУ ПТП концепцию ролей и полномочий, которая включила в себя гибкую модель администрирования прав доступа, автоматическое распределение задач и удобную навигацию по статусам и зонам ответственности.
Результаты проекта
• Создана единая централизованная система, охватывающая весь процесс технологического присоединения.
• Обеспечена интеграция с ЕИП и порталом электросетевых услуг группы компаний «Россети», системой SAP ERP (на этапе миграции), 1С:ЗУП, СЭДО и контакт-центром.
• Внедрены механизмы контроля сроков, автоматической маршрутизации и уведомлений.
• Выполнена миграция накопленных данных за предыдущие периоды, в том числе: свыше 49 тыс. заявок на технологическое присоединение, более 47 тыс. договоров, обращения, письма и акты (более 225 тыс. документов). Общий объем базы данных составил 1,6 ТБ.
• Повышена прозрачность и управляемость процессов на всех уровнях организации.
• Сокращены трудозатраты на обработку заявок, устранены дублирующие действия.
• Обеспечен переход на отечественное ПО без прерывания операционной деятельности.
Итогом разработки решения стала зарегистрированная 08.08.2025 г. в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) Конфигурация автоматизированной системы управления процессом технологического присоединения к электрическим сетям. Компании «Россети Тюмень» как обладателю исключительных прав выдано Свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ № 2025680998.
Архитектура внедренного решения АСУ ПТП

Рис. Полная версия изображения
Выводы
Проект АСУ ПТП компании «Россети Тюмень» стал примером комплексного подхода к цифровой трансформации одного из основных видов деятельности в отрасли электроэнергетики – технологического присоединения к электрическим сетям. Он показал, что переход от зарубежных систем к отечественному ПО возможен как технически, так и организационно, а также обеспечивает высокую эффективность реализации бизнес-процесса компании и возможности масштабирования и расширения функциональности решений.
Источник: TAdviser.
Больше новостей читайте в телеграм-канале SAPLAND: Новости экосистемы.