В РЖД разрабатывается корпоративная платформа «Охрана труда»
В ОАО «РЖД» разрабатывается корпоративная платформа ЕК «Охрана труда». Она призвана дать компании полноценный цифровой инструмент управления деятельностью в сфере охраны труда вместо учётно-отчётных функций.
Реинжиниринг действующего программного решения здесь мы начали в 2022 году. Была поставлена цель – сформировать комплексную систему взаимодействия для всех участников сферы охраны труда, снизить затраты и время на сбор и обработку производственных данных, повысить их достоверность. При этом новая система должна уметь оперативно адаптироваться к изменениям в законодательстве и внутренних регламентах ОАО «РЖД», обеспечить выявление зон риска и неэффективности – и, наоборот, подсветить положительные факторы в области охраны труда.
Ещё одна важная задача – сформировать набор цифровых инструментов: барьерные функции, визуализацию, ретроспективную аналитику и предиктивное прогнозирование. Это повысит технологичность управления охраной труда и цифрового взаимодействия работника и компании.
На старте мы имели следующее: есть импортозависимая SAP-система, которая изначально не предполагала отдельное отраслевое решение в части охраны труда. Отсюда лоскутная автоматизация технологических процессов, когда, например, событие «нарушение правил охраны труда» не имело связи с другим, регистрируемым в системе событием – «производственная травма», несмотря на то что эти события имеют прямую причинно-следственную связь.
Предстояла многоэтапная цифровая трансформация – нам требовалось сформировать функциональные модули, подобрать класс ПО и для каждой подсистемы выбрать метод, так как на момент старта работ уровень автоматизации был разный. Какие-то модули удовлетворяли производственным задачам, а какие-то требовалось разрабатывать с нуля. Нужно было также обеспечить миграцию в новую систему накопленных исторических данных, которые необходимы не столько для оперативных задач, сколько для BI-аналитики, или, как говорят маркетологи, «решения задач с применением искусственного интеллекта, анализа больших данных и построения предиктивных моделей».
Отдельной задачей стало обеспечение защиты информации, собираемой в ЕК «Охрана труда», поскольку затрагиваются самые чувствительные персональные данные. В текущем историческом моменте это особенно актуально.
Базовой платформой для разработки стал отраслевой продукт от 1С: в ОАО «РЖД» к 2023 году были закуплены соответствующие лицензии на всю программную линейку этого российского разработчика.
Сейчас в целом архитектура определена: это девять функциональных подсистем и десятый элемент – мобильное решение для них. Система непосредственно работает на уровне исполнителей-работников и вертикали управления охраной труда, а также взаимодействует с необходимыми смежными корпоративными системами.
Всё, что внедряется в ОАО «РЖД», должно пройти испытание масштабом. Стальной пояс России – это восемь часовых поясов, 85 тыс. км пути, сотни тысяч машин, механизмов и сооружений, работающих 24/7. И конечно, сотрудники железных дорог – 700 тыс. человек, из которых каждый седьмой должен стать пользователем платформы ЕК «Охрана труда». Фактически каждый является её субъектом управления и будет взаимодействовать с ней через Сервисный портал работника ОАО «РЖД».
Поэтому я бы описал ситуацию создания и внедрения платформы выражением «брать интеграл по частям», потому что в управлении процессами при таком масштабе и вариативности производственных операций нет ничего прямого и постоянного, а отдельные технологические задачи требуют собственных подсистем. Поэтапная разработка и внедрение ЕК «Охрана труда» рассчитаны до 2026 года.
На сегодняшний день в эксплуатации на ограниченном (из-за вопросов защиты информации, которые должны быть решены в I квартале 2025 года) полигоне находятся две подсистемы – «КСОТ-П» и «Санбытобеспечение».
В текущем году будет разработана подсистема «Обеспечение СИЗ» – наверное, самая объёмная с точки зрения количества смежных систем, с которыми требуется интеграция. «Обеспечение СИЗ», согласно новой методике, требует для расчёта данные ещё из двух подсистем, которые стоят следующими в очереди на реализацию, но пока необходимая информация будет вводиться при расчёте вручную.
Завершающий этап разработки системы предполагает реализацию относительно автономных подсистем. Это обучение по охране труда и проверка предприятий. Учитывая, что объекты и субъекты управления у всех подсистем ЕК «Охрана труда» общие, уровень цифровизации на новой платформе будет гораздо выше текущего.
Источник: Гудок.