Меню

Значение ИЦК и "горизонтальных" решений для формирования новой технологической парадигмы в России

В настоящее время меняется ландшафт российского софтверного рынка – в связи с потребностью заказчиков в быстром замещении технологического стека. В новых реалиях выделяются два основных направления: создание индустриальных центров компетенций (ИЦК) и растущие инвестиции крупных игроков из различных отраслей в разработку собственных нишевых программных продуктов. Об актуальности и перспективах такого подхода рассуждает генеральный директор SL Soft Тагир Яппаров.

В настоящее время меняется ландшафт российского софтверного рынка – в связи с потребностью заказчиков в быстром замещении технологического стека. В новых реалиях выделяются два основных направления: создание индустриальных центров компетенций (ИЦК) и растущие инвестиции крупных игроков из различных отраслей в разработку собственных нишевых программных продуктов. Об актуальности и перспективах такого подхода рассуждает генеральный директор SL Soft Тагир Яппаров.

Центры компетенций – глобальный тренд

Активное участие крупнейших заказчиков в разработке отраслевого ПО для промышленности в рамках индустриальных центров компетенций – общемировая практика. Из проектов для таких якорных клиентов выросли практически все широко распространенные в мире программные продукты для автоматизации производственных процессов. Это первые версии наиболее популярных сегодня ERP-систем, пакеты для автоматизации проектирования, решения для машиностроения, транспорта и многие другие.

В России в июле 2022 года было сформировано более 30 ИЦК по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений. Перед нашей ИТ-индустрией и промышленностью стоит очень сложная общая задача: обеспечить создание импортонезависимой инфраструктуры в предельно сжатые сроки. Согласно целевым показателям, приведенным в дорожной карте "Новое индустриальное ПО", индекс технологической независимости в области промышленного ПО (интегральный показатель, отражающий уровень развития технологий) к 2030 году должен подняться с нынешних чуть более 50% до 82,14%.

В этой же дорожной карте определены и приоритетные направления разработки ПО:

•  системы автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом изделий среднего и тяжелого класса на базе интегрированной инженерной платформы;

•  платформы управления технологическими и производственными процессами предприятия на базе технологии Интернета вещей;

•  платформы для управления ресурсами предприятия.

Помимо этих приоритетных направлений существует большое количество дополнительных, более нишевых индустриальных задач: например, по разработке специфического ПО для геологоразведки, управления безопасностью на транспорте и пр. Для некоторых из них просто не существовало зрелых российских альтернатив (по оценке Минцифры, отраслевых решений без актуальной замены около 20%), и к реализации таких проектов приходится подходить практически "с нуля".

В нашей стране не так много крупных разработчиков прикладного ПО. Подавляющее большинство – компании малого и среднего размера, которые производят частные решения, не покрывающие весь спектр потребностей якорных заказчиков. Именно поэтому ИЦК построены по принципу консорциумов и объединяют нескольких разработчиков цифровых продуктов и крупных заказчиков – конечных пользователей. При этом роль последних в создании промышленных решений очень важна: это постановка задачи и определение требований для разработки ПО, участие в процессе разработки и обеспечение обратной связи на каждом из этапов создания продукта. Наконец, на плечи заказчиков ложится и большая часть объема финансирования таких проектов.

Изменения в подходе к внутренним разработкам

С другой стороны, иногда корпоративные заказчики пытаются на основе опыта внутренней разработки сформировать проекты по развитию собственных "горизонтальных" бизнес-приложений: систем автоматизации финансов, управления персоналом или даже "инфраструктурных" и офисных пакетов. Здесь, в отличие от ситуации с промышленным ПО, рыночная ситуация принципиально другая. Действует множество независимых команд разработчиков, представлено большое количество продуктов, некоторым из которых уже не один десяток лет. Попытки развития клиентских разработок в таких "горизонтальных" областях распыляют ресурсы заказчиков – они тратятся на проекты, в которые им трудно добавить свои уникальные знания или технологии и где требуются значительные ресурсы и компетенции, чтобы вывести продукты на рынок, где уже представлены зрелые решения.

В то же время изменения технологической парадигмы происходят и в этой области. Главная проблема импортозамещения "горизонтальных" технологий состоит в очень большой фрагментации ландшафта отечественных продуктов и вендоров. Еще недавно "становой хребет" корпоративной информационной системы крупного заказчика строился на продуктах и технологиях десятка крупнейших глобальных вендоров, которые "закрывали" своими решениями большие участки ИТ-ландшафта компании: инфраструктурный слой, мультисервисные коммуникации, СУБД, прикладные системы, информационная безопасность и пр. В каждом из этих сегментов действовал 1-2 международных игрока, готовых решить задачи клиента "под ключ". Сегодня, чтобы организовать переход на импортонезависимые технологии, крупному заказчику приходится обращаться к сотням российских производителей частных решений – корпоративную систему предстоит собирать из небольших "кирпичиков", а не из крупных западных "строительных блоков", как прежде.

Поэтому перед корпоративным заказчиком неизбежно встают вопросы совместимости этих решений между собой и с другими компонентами российского программного стека. Непонятно, насколько малые и средние компании, которые сегодня составляют наибольшую долю среди всех поставщиков ПО, будут финансово устойчивы и смогут ли инвестировать в поддержку и развитие своих продуктов на протяжении жизненного цикла информационной системы – а это порядка 10 лет.

Успех – в сплоченности и экспертизе

Очевидно, что сегодня перед российским рынком корпоративного ПО стоит задача консолидации и формирования пула крупных вендоров, способных:

1. Предоставить зрелые решения, закрывающие большую технологическую область корпоративной информационной системы;

2. Обеспечить реализацию долгосрочной стратегии развития и совместимость стека технологий;

3. Предложить требуемый корпоративными заказчиками уровень поддержки и сопровождения систем;

4. Создать вокруг технологий необходимую бизнес-инфраструктуру: программы подготовки специалистов, партнерскую сеть, информационную поддержку и пр.

Сегодня процессы консолидации уже начались. Мы видим примеры формирования крупных российских технологических экосистем в ОС, СУБД, коммуникационные приложения, облачных технологиях, решениях для управления ресурсами предприятий, информационной безопасности и пр.

SL Soft – один из примеров крупного вендора бизнес-приложений, который собирает портфель зрелых решений в области "умных" систем управления цифровыми процессами. Мы надеемся стать заметной частью формирующейся новой технологической парадигмы.

Автор: Та­гир Яп­па­ров, ге­нераль­ный ди­рек­тор SL Soft.

Источник: ComNews.