Комментарии по теме

«Таня Данкан: SAP, карьера, пу­те­ше­ствия»
Олег Точенюк:
Как то, прочитал и тоже захотелось быть консультантом SAP и работать в замечательной компании Deloitte Consulting, а потому что книга у меня уже есть, номер счета куда перечислять зарплату, я без...
«Таня Данкан: SAP, карьера, пу­те­ше­ствия»
Олег Точенюк:
Хотя тут подумал, что на собаку я уже согласен :-)
«Игровой ролик: SAP для Retail»
Александр Дублин:
Суть ролика: если хотите спать в рабочее время, унижать подчиненных, то с решением от SAP вам это будет удобно. Сценарий ролика - продолжения истории: top-lap.livejournal.com/502664.html

Видео

В данном разделе собраны видеозаписи о SAP и ее продукции, об инновациях и бизнес-решениях, о компаниях и их опыте использования системы SAP

Антон Чехонин. Бизнес-консалтинг в проектах внедрения SAP (SAPPHIRE 2011, Мадрид)

Просмотров 7540 Комментариев 1

Антон Чехонин, Генеральный директор компании «Норбит»

 

SAPLand: Вы оказываете в рамках проекта внедрения услуги и по оптимизации бизнес-процессов?

АЧ: Обычно нет. Эти процессы идут параллельно внутри компании. Мы подсказываем, как на основании нашего опыта и мирового опыта внедрений было правильно организовать тот или иной процесс. Но всегда выбирает клиент. Самостоятельно или привлекая бизнес-аналитиков со стороны.

SAPLand: А что чаще? Все-таки компания решает создавать внутри некий центр компетенции, задача которого – изменение процессов, либо привлекая внешних консультантов?

АЧ: Чаще всего такое подразделение создается внутри. Привлечение внешнего консалтинга бывает достаточно точечное. Я думаю, это связано с тем, что мы работаем все-таки больше на среднем рынке, где есть ограниченность бюджета. Поэтому все-таки оптимальнее в данном случае для клиента создавать такую структуру внутри компании.

SAPLand: Насколько сейчас ваши клиенты реально осознают необходимость данных изменений? Ведь 3-5 лет назад все-таки подход был больше с точки зрения внедрения самой информационной системы, а сейчас вы говорите о некоем комплексном подходе, когда компания и меняет процессы, и внедряет систему, причем именно как инструмент для процессов.

АЧ: На данный момент подход к параллельному изменению и информационной системы, и самой бизнес-модели компании преобладает – практически все наши проекты в последнее время именно идут по такой модели. Компания понимает, что нет смысла тратить ненулевые бюджеты, денежные усилия, усилия других ресурсов, трудовых, усилия менеджмента, и при этом не получить качественных изменений. Компании SМЕ чаще всего управляются собственниками бизнеса, а собственники бизнеса прекрасно понимают, что значит каждый заработанный доллар,и хотят получить от инвестиции данного доллара максимальную отдачу.

SAPLand: Правильно ли я вас понимаю, что процесс изменений становится первичным, а система – вторичной?

АЧ:Да. Абсолютно правильно.

SAPLand: Насколько собственники среднего бизнеса участвуют в процессе изменений?

АЧ: Значительно. Они принимают все ключевые решения. Они отслеживают все ключевые бизнес-процессы, которые идут по проекту. Ну, естественно, они не заняты написанием документов, это понятно. Но самое непосредственное вовлечение их в проект – это данность на сегодня.

 

 

Александр Шахнер, Генеральный директор «АЛЬПЕ консалтинг»

 

SAPLand: Насколько часто клиенты обращаются к вам как к консультантам по бизнес-процессам в рамках внедрения ERP-системы?

АШ: Было бы правильно сначала делать реинжиниринг бизнес-процессов, а потом уже внедрение ERP-системы. Хотя на практике это бывает очень редко: обычно наши же старшие консультанты, которые внедряют, выступаютив качестве архитекторов бизнес-процессов, помогают здесь клиентам. Поэтому эти этапы совмещены в один. «Чистый»консалтинг по реинжинирингу бизнес-процессов бывает достаточно редко в нашем секторе.

SAPLand: А почему клиент не готов, не хочет нести дополнительные траты на данный консалтинг?

АШ:Я думаю, клиент не привык дополнительно платить, особенно, если мы говорим о малом и среднем предприятии. Если мы говорим о крупных компаниях, там понимание есть. Так как наша клиентура – это малые и средние предприятия, там клиент не готов оплачивать по бизнес-процессу еще и консалтинг, помимо внедрения. У нас было несколько клиентов, которые оплачивали консалтинг, но потом они говорили, что к ним приехало множество консультантов, допустим, из Европы, а толку - ноль. Потому что одно дело вести консультационную работу и написать концепцию, описать им, как это все надо делать, а другое – это уже потом все реализовать и внедрить, чтобы действительно улучшить процесс. Здесь часто дисциплины у клиентов не хватает, и в итоге вся эта работа становится никому не нужной. Поэтому наша задача – оперативно и качественно реализовать процесс, иначе это все растянется на длительный срок, это стоит много денег, интерес со стороны клиента пропадает, и результата не будет.

 

 

Владимир Соломин, Партнер ЗАО «БДО Юникон Бизнес Солюшнс»

 

SAPLand: В вашей компании есть большое подразделение, которое занимается бизнес-консалтингом. Насколько услуги бизнес консалтинга востребованы сейчас в рамках внедрения проектов SAP?

ВС:Может, потому, что мы работаем в основном в крупном и среднем бизнесе, практически в 90% проектах у нас участвуют специалисты по бизнес-процессам. И из той практики, которая у нас существует, большая часть – это люди, которые работают вместе с нами, со специалистами SAPв проектах у клиентов. Это может быть стратегия по IT, это может быть оценка результатов проекта, либо оптимизация бизнес-процессов и помощь нам в согласовании концептуальных проектов с заказчиком. Потому что, как правило, на первых фазах, на этапе концепта, заказчик еще не до конца понимает, как в деталях будет работать решение – но должен уже обязательно понимать, как будут его процессы работать по-новому. У него должна быть от общения со специалистами по  бизнес-процессам, что, что направление выбрано правильно, что это лучшая практика, независимо от того, заложено это в SAP-процессах. 

SAPLand: Насколько реально посчитать точные показатели от эффективности внедрения и  использования бизнес-консалтинга при внедрении проекта ERP?

ВС: Эффективность внедрения я бы разделил на две составляющих: показатели измеримые и показатели, которые абсолютно точно выгодны, но их очень трудно измерить. Например, цель – быстрое закрытие периода, например, на 5-6й день следующего месяца. Для целей совета директоров или МСФО, если это, допустим, полузападная компания. Мы выполнили этот результат, но не факт, что это стало, с точки зрения стоимости процессов, дешевле. Правильно ведь, да? Но цель была – закрыть период, и она достигнута – соответственно, корпорация получает бизнес-эффект от того, что эта информация вовремя попадает на стол руководству или вовремя консолидируется.

SAPLand: С точки зрения расчетов, это, наверное, очень сложно оценить? Особенно перед проектом, а не по факту.

ВС: Как правило, есть у этого проекта вторая сторона: понятное дело, что не любыми силами надо достигать этого результата. Можно нанять целую команду низкоквалифицированных людей, которые круглые сутки, 24/7, будут какие-то данные вносить в систему. Речь идет, конечно, не о таком подходе, а о существующих ресурсах в компании. Необходим анализ: что эти ресурсы должны поменять, чтобы, с точки зрения завершения проекта, достичь этого результата.

 

 

Алексей Александрович Смирнов, Руководитель проектного офиса ОАО «Газпром нефть»

 

SAPLand: – Вы используете свои внутренние или внешние услуги по бизнес-консалтингу по внедрению SAP?

АС: – В начале внедрения мы описывали методологию, процессную модель и уже на это накладывали систему. Соответственно, услуги SAP-консультантов, которые не просто знают систему, а еще понимают, как настроены процессы и как они могут быть организованы для разных видов деятельности и в разных компаниях, то есть опора на некие «best practice», с моей точки зрения, полезны. Мы изначально так и сделали: была команда, которая состояла наполовину из бизнес-консультантов, наполовину из SAP-консультантов, которые сделали процессную модель. Но так как в жизни все развивается, мы не останавливаемся на том, что выстроенный процесс – идеальный.С точки зрения скорости, с точки зрения внедрения изменений конкретно в компании - это очень хороший процесс. Мы можем внедрять сейчас за три месяца различные изменения на любом нашем предприятии, это достаточно быстро. Основная причина, почему мы это можем – мы четко понимаем, как должен быть выстроен процесс, у нас готовая система под процесс. Переходя на новый актив, мы меняем и процессы, и систему одновременно.

При этом процессы первичны, система – вторична, но они должны быть между собой очень четко связаны. Поэтому мы используем  Solution Manager, где храним процессную модель и к ней привязываем все то, что касается change-management или, например, хранение настроек, ролевую модель и так далее - мы все это храним в модели бизнес-процесса. Когда мы видим, что необходимо внедрить определенный набор процессов, с учетом того, что все предприятия разные и процессы разные - мы четко знаем, какие элементы SAP должны быть настроены, нам проще это сосчитать, спланировать, сделать.

SAPLand: С точки зрения тиражирования системы вы больше пользуетесь услугами своего внутреннего центра компетенции либо это делается с помощью консалтинговых компаний?

АС: У нас в компании есть подразделение, которое занимается поддержкой SAP-систем для всех предприятий холдинга – это наши внутренние услуги. Но  проект – это всегда уникальный продукт, которым сложнее управлять в силу того, что может быть разное количество проектов в разное время, проекты отличаются друг от друга и требуют участия специалистов разной  квалификации. Поэтому мы используем для разработки чего-то нового  консалтинг внешний. Создание чего-то нового требует новых знаний, новых квалификаций, и мы эти квалификации и знания покупаем на рынке консалтинговых услуг. А вот непосредственно для тиражирования уже существующих решений, не требующих каких-то сверхдостижений или новых компетенций мы используем внутренние ресурсы нашей компании.

 

 

Евгений Васильев, Старший Партнер «МОЛГА Консалтинг»

 

SAPLand: Сейчас обсуждается вопрос о развитии экосистемы SAPв России и СНГ, что, на ваш взгляд, как представителя консалтинговой компании, может стать ключевыми вещами данной системы? Чего, может быть, не хватает, но, вы считаете, что это обязательно должно быть?

ЕВ: Да, я выскажу несколько своих пожеланий, и мы пытаемся уже с нашим основным вендором работать в этом направлении. Мы, как консалтинговая компания, очень плотно общаемся с представителями рынка, с нашими клиентами, причем выборка большая: это и банковский сектор, и производственные предприятия, отрасли - атомнаяи угольная. И я могу сказать, что у нас очень хороший багаж знаний потребностей рынка, и есть понимание и видение развития продукта под эти потребности. Я считаю, что есть определенный разрыв между партнерами и SAP, который нужно совместно ликвидировать, улучшать продукт для того, чтобы он еще лучше отражал потребности рынка.

SAPLand: Это больше вопрос о локализации, либо о расширении функциональных возможностей системы?

ЕВ: Не только локализации: и в таких базовых вещах, как, например, «управление командировками», да, тоже есть особенности – для работы с ними мы создали на базе SAP свое решение, которое сейчас применяем в проектах. Хотелось бывместе с SAP привести это решение в вид некоего отраслевого пакета, которыйможно предлагать клиенту, практически, как коробочное решение. Любая разработка должна поддерживаться, развиваться. Если это партнерское решение, им может, конечно, пользоваться партнер, и он имеет некое преимущество на рынке, но расширить рынок будет в одиночку сложно, так как это определенные издержки. Плюс, надежность решения – это тоже очень немаловажно, поддержка развития решения силами двух сторон обеспечит более высокую надежность и доверие рынка.

SAPLand: Вы говорите, что бизнес все больше обращается к вам как к консультантам не только по внедрению информационной системы, но и как к бизнес-консультанту, который помогает оптимизироватьих бизнес-процессы. Вопрос – это движение идет больше с вашей стороны, либо бизнес тоже вызрел, и он приходит с такой потребностью, или это процесс некий взаимный  и говорит о росте зрелости рынка?

ЕВ: Я думаю, что это двухсторонний процесс, очень важная тема - воспитание рынка. Мы считаем это одной из миссий нашей компании, так как рынок наших решений достаточно узкий, это 100-200 крупных компаний Российской Федерации, комьюнити достаточно очень узкое. Мы это делаем через форумы, публикации, привлекаем наших клиентов к тому, чтобы они делились опытом, и когда мы уже приходим от клиента к клиенту, уже не стоит вопрос, нужно ли менять процесс или не нужно. Клиент сейчас говорит: «Если мы тратим деньги, и немаленькие, мы хотим перейти в другое качество», и это сейчас все больше и чаще встречается.

SAPLand: Клиент готов платить за бизнес-консалтинг? Еще буквально 3-5 лет назад предложение платного бизнес-консалтинга в редких проектах проходило.

ЕВ:  Да, на самом деле, мы перешли отстраны, в которой сервис был достаточно большой редкостью, к более высокому уровню развития этого сектора. Наши клиенты понимают, что потратить деньги и получить хорошую платформу без аудита и изменения процессов - это просто потраченные зря деньги. Все больше и больше наших клиентов понимают, что бизнес-консалтинг создает серьезную дополнительную стоимость такого рода проектах, а хорошая IT-платформа не является панацеей и не ведет к изменению бизнеса. То есть, если, условно говоря, процессы не менять и невыстраиватьв эффективной форме, то внедрение этой IT-платформы идет в минус, она утяжеляет бизнес с теми процессами которые были.