Меню

Подходы к автоматизации процессов железнодорожных перевозок в системе грузоотправителя. Часть 2. Отгрузка и оформление накладных

|

Настоящая статья – вторая из цикла, посвященного подходам к автоматизации управления железнодорожными перевозками в системе грузоотправителя. В ней описаны основные моменты по сбору и систематизации информации при подготовке грузов к отправке, в том числе и оформление перевозочных документов.

Содержание

1. Глоссарий

2. Введение

3. Отгрузка и оформление накладных

3.1. Создание и ведение НСИ

3.2. Формирование заданий на отгрузку продукции

3.3. Подготовка погрузки в транспортное средство

3.4. Погрузка

3.5. Оформление отгрузочных и перевозочных документов

3.6. Контроль отгрузки и транспортировки

Настоящая статья – вторая из цикла, посвященного подходам к автоматизации управления железнодорожными перевозками в системе грузоотправителя. В ней описаны основные моменты по сбору и систематизации информации при подготовке грузов к отправке, в том числе и оформление перевозочных документов.

Предлагаемые подходы использовались в работе на проектах для SAP ERP, но ИМХО, могут быть применимы для любой автоматизированной системы, в которой работает грузоотправитель.

Первая статья

1.Глоссарий

2.Введение

Этап отгрузки, включая оформление перевозочных документов, для грузоотправителя является ключевым в автоматизации процессов железнодорожных перевозок.

В рамках отгрузки выделяются процессы подготовки и погрузки в транспортные средства. Для управления этими процессами необходим регулярный мониторинг выполнения операций с вагонами. В рамках мониторинга основной задачей является ликвидация «узких мест» процесса. Для обеспечения процесса ликвидации «узких мест» в системе грузоотправителя должна быть доступной следующая информация:

  • справочник по операциям (событиям) с вагонами;
  • справочник по временным нормативам операций;
  • по фактическому времени выполнения операций с вагонами;
  • по идентификации ответственного за выполненную операцию.

Имея эту информацию, можно видеть не только временные отклонения факта от норматива на каждой операции с вагоном, но и виновника этого отклонения.

3.Отгрузка и оформление накладных

При автоматизации процесса отгрузки можно выделить такие основные этапы:

  • создание и ведение нормативно-справочной информации (НСИ);
  • формирование заданий на отгрузку продукции;
  • подготовка погрузки в транспортное средство;
  • погрузка;
  • оформление отгрузочных и перевозочных документов;
  • контроль отгрузки и транспортировки.

3.1.Создание и ведение НСИ

При оформлении отгрузочных и перевозочных документов невозможно переоценить актуальность НСИ. Непростительно терять время из-за недостоверных данных в НСИ, или их отсутствия. Выявлять необходимость внесения изменений в справочники необходимо на более ранних этапах, чем оформление отгрузочных и перевозочных документов. Максимально актуализировать справочные данные необходимо раньше, например, на этапе формирования заданий на отгрузку.

При автоматизации процессов отгрузки возникает необходимость в создании и ведении справочников:

  • род подвижного состава,
  • грузы (в кодах ЕТСНГ и ГНГ),
  • отметка опасности грузов (класс опасности, номер и ID аварийной карты в ЭТРАН);
  • признаки (виды) отправки,
  • транспортные узлы (в т.ч. железнодорожные станции - отправления, назначения, пограничные передаточные, припортовые),
  • железные дороги (в т.ч. перевозчики по принимающим странам),
  • маршруты, с этапами по видам отгрузки;
  • порты (пункты перевалки), с ID в ЭТРАН;
  • справочная стат. нагрузка, для расчета планового количества транспортных средств;
  • условия оплаты жд-тарифа (льготы, или КИТы);
  • конвенционные запреты по станциям, в процессе транспортировки;
  • разрешения отправительских маршрутов, по разрешающим телеграммам РЖД (по станциям назначения и грузам, «длине» поезда и тоннажу);
  • экспедиторы/перевозчики по принимающим странам, в т.ч. плательщики железнодорожного тарифа;
  • грузополучатели-нерезиденты;
  • владельцы транспортных средств - нерезиденты;
  • плательщики железнодорожного тарифа, по России (с кодом ЕЛС, по расчетам с РЖД);
  • организации-резиденты:
    • грузоотправители,
    • владельцы путей необщего пользования,
    • грузополучатели и их пункты выгрузки (ветки),
    • владельцы транспортных средств.
  • статусы согласования накладных в ЭТРАН;
  • подъездные пути/эстакады налива/склады загрузки в транспортные средства, для слежения за местоположением вагонов на путях предприятия-отправителя;
  • ЗПУ (типы и названия пломб, номера ЗПУ, принятых для хранения);
  • вагоны (крытые, полувагоны, цистерны и др.) – получить в систему грузоотправителя этрановские данные можно по «запросу НСИ вагонов» в режиме АСУ-АСУ;
  • типы закрытий (неисправностей) вагонов;
  • схемы погрузки в транспортное средство, с учетом грузов, схем укладки и правил погрузки;
  • события по технологическим операциям с вагонами, осуществляемым в рамках хранения и вывоза продукции (прибытие на предприятие, забраковка, подготовка к погрузке, разрешение на погрузку, подача под погрузку, начало погрузки, окончание погрузки, таможенное декларирование, оформление, вывод вагона, начало транспортировки и др.);
  • причины невыполнения плана отгрузки (используется, например, при закрытии сменного задания на отгрузку).

При передаче накладной в ЭТРАН обязательными являются два этрановских идентификатора ПУЖТ (по организации и ее адресу). Это требование относится только к организациям-резидентам.  Получить этрановские ID в режиме АСУ-АСУ можно по Запросу паспорта организации, например, по коду ОКПО предприятия.

3.2.Формирование заданий на отгрузку продукции

При формировании заданий на отгрузку продукции необходимо создать плановую потребность отгрузки, на базе сбытовых заказов по заявкам покупателей. Например, заданиями на отгрузку могут быть следующие системные SAP-объекты:

  • сбытовые заказы определенного вида, с плановыми объемами к отгрузке (с тоннажом, кратным стат. нагрузке вагонов), как часть заявки покупателя;
  • транспортировки (одна транспортировка = 1 вагон),  с плановыми объемами по отгрузке, как набор частей заявок покупателей;
  • исходящие поставки (одна поставка = одна потенциальная накладная, с группой вагонов),  с плановыми объемами к отгрузке, как часть заявки покупателя.

Процесс формирования заданий на отгрузку сопровождается решением задач:

  • ведение оперативных данных по временным грузовым таможенным декларациям (например, через обмен данными с автоматизированной системой электронного декларирования), для подбора к заданиям на экспортную отгрузку;
  • ведение данных по шаблонам накладных (договор с покупателем, груз, заполненные тексты по графам накладных), для подбора к заданиям на отгрузку;
  • настройка проверок, например:
    • обязательности заполнения определенных полей, например, кода ТГНЛ и подъездного пути (ветки) грузополучателя-резидента, кода ЕТСНГ и кода ГНГ груза;
    • непопадания станции назначения на действующий запрет РЖД;
    • запасов продукции (по согласованным с покупателем характеристикам продукции), текущих и будущих, с учетом плановых дат выполнения производственных заказов;
    • наличия документов (при их автоматическом подборе):
      • заявка на перевозку (по форме ГУ-12);
      • ВГТД, в случае временного таможенного декларирования;
      • шаблон (образец) накладной, с предзаполненными полями;
      • схема погрузки в транспортное средство.
  • настройка контролей, например:
    • непревышение планового количества продукции по договору с покупателем / текущему доп. Соглашению к договору), с учетом допустимой недо- и сверхпоставки;
    • непревышение планового количества продукции по заявке покупателя;
    • кредитный статус покупателя;
    • непревышение планового количества по позиции согласованной заявки на перевозку (ГУ-12), с учетом допустимой сверхпоставки;
    • непревышение планового количества по ВГТД.

На базе сформированных заданий на отгрузку продукции проводится:

  • печать заготовок накладных, в случае временного таможенного декларирования, с номером ВГТД и с использованием шаблона накладной;
  • обмен данными со службой, отвечающей за обеспечение транспортом декадного/суточного задания на отгрузку, возможно, в режиме АСУ-АСУ;
  • мониторинг

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти