Меню

Обеспечение результативности SAP-обучения. Руководство

|

Введение

Анализируя отзывы обучавшихся о пользе SAP-обучения, я обратил внимание на противоречивость мнений. Кроме того, я обнаружил, что эта оценка нередко изменяется со временем.

На мой взгляд это происходит потому, что на оценку соответствия содержания обучения целям участника сразу после окончания обучения сильное влияние оказывает эмоциональная атмосфера во время обучения (1) и харизма преподавателя (2). Однако после попыток применить полученные знания и навыки на практике слушатель может оценить их «реальную» полезность.

В таком контексте весьма актуален вопрос о «предусмотрительном» выборе способа обучения (преподавателя), участие в котором обеспечит «максимальную отдачу», в смысле соответствия цели обучения.

Предлагаемая вашему вниманию статья содержитответ на вопрос: «Как обеспечить соответствие содержания обучения SAP и квалификации преподавателя целям обучения и компетентности обучающегося?»

Пошаговое руководство

Шаг первый. Определение направление обучения

На первом шаге формулируется направление обучения. Рекомендую выделить два принципиально различных направления обучения:

  1. Обучение настройкам SAP.
  2. Приобретение навыков и знаний пользователя.

Направление обучения должно обеспечивать решение соответствующих задач:

  • Первое направление обучения (обучение настройкам SAP):
    • Решить уникальную (сложную ввиду неординарности) проблему бизнеса / по настройке системы,
    • Решить сложную (но не уникальную) проблему бизнеса / по настройке системы,
    • Решить шаблонную проблему по настройке системы,
    • Повысить уровень знаний «внутренних» консультантов.
  • Второе направление обучения (приобретение навыков и знаний пользователя):
    • обучить ключевых пользователей,
    • обучить руководителей высшего звена,
    • обучить руководителей среднего звена,
    • обучить конечных пользователей.

Шаг второй. Определение типа проекта («по Майстеру»)

В своей книге «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги» Дэвид Майстер определил три типа проектов в зависимости от уровня сложности решаемых задач. По своей сути обучение является проектом по оказанию профессиональной «интеллектуальной» услуги. Необходимо определить: какой тип обучения (типа проекта «по Майстеру») обеспечит решение «нашей» задачи и выбрать соответствующий способ обучения и/или преподавателя.

Майстер выделил три типа проектов:

  1. «Мозги»,
  2. «Седина»,
  3. «Процедуры».

В проектах первого типа (Мозги) проблема клиента находится на переднем краю профессионального или технического знания, и её сложность определяется её уникальностью. Ключевые элементы такого рода профессиональных услуг – это творчество и инновации в новых подходах, концепциях, или способах. В общем, это новые решения новых проблем.

Такой тип обучения соответствует задаче обучаемого «Решить уникальную проблему». Другими словами, для решения такой задачи нам необходимо искать на рынке консалтинговые компании или SAP-фрилансеров (консультантов), которые заявляют рынку: «Наймите нас, потому что мы самые умные».

При этом нужно понимать, что проекты для «Мозгов» обычно требуют привлечения самых квалифицированных и самых высоко оплачиваемых профессионалов, так как очень мало действий делается по шаблону: каждый проект – единственный в своём роде.

Проекты «Седина» хотя и могут содержать «продукт», высоко индивидуализированный для удовлетворения потребностей клиента, все-таки требуют меньшей степени инноваций и творчества, чем проекты «Мозги». Общая природа проблемы знакома, и действия для её решения могут быть аналогичными тем, которые уже были проведены на других проектах.

Такой тип обучения обеспечивает решение задач:

  • Решить сложную (но не уникальную) проблему,
  • Повысить уровень знаний «внутренних» консультантов,
  • Обучить ключевых пользователей,
  • Обучить руководителей высшего звена.

Для решения таких задач нам необходимо искать на рынке консалтинговые компании или SAP-фрилансеров (консультантов), которые имеют опыт успешного обучения «для аналогичного случая». Другими словами, нам нужна компания (консультант), которая продаёт свои знания, опыт, мнение и заявляет рынку: «Наймите нас, потому что мы давно этим занимаемся. У нас есть практика решения таких проблем».

Третий тип проектов, «Процедуры», обычно направлен на решение хорошо известных и знакомых проблем. Хотя и сохраняется некоторая потребность в индивидуализации, шаги для решения проблемы могут быть практически запрограммированы.

Такой тип проекта (тренинга) необходим для задач обучения:

  • Решить шаблонную проблему бизнеса,
  • Повысить уровень знаний внутренних консультантов,
  • Обучить руководителей среднего звена,
  • Обучить конечных пользователей.

Даже при наличии у заказчика собственного учебного центра, который успешно справляется с обучением SAP, иногда имеет смысл обратиться к профессиональной консалтинговой компании или SAP-фрилансеру, так как они могут выполнить работу более эффективно. По сути, профессиональная консалтинговая компания продаёт свои процедуры, свою эффективность, и постоянную готовность: «Наймите нас, потому что мы знаем, как это сделать, и сделаем это эффективно».

Шаг третий. Определение типа обучения: корпоративный или открытый

Тип обучения, который нам нужен – «открытый» или «закрытый», зависит как от содержания задачи обучения, так и от количества обучаемых сотрудников. Ниже в Таблице 1 приведены задачи обучения и соответствующий каждой решаемой задаче рекомендуемый тип обучения, в зависимости от числа обучаемых.

Таблица 1 Решаемые задачи и тип тренинга

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев4

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  31 октября 2014, 19:24

Решить шаблонную проблему - очень часто ее кстати и решают как шаблонную,не определив, что на самом деле всего лишь один параметр отличается, что в принципе ломает такой шаблон. Однако шаблонный решатель, пока по голове граблями не получит - не поймет, что подход ошибочен, хотя нет, часто даже после граблей не так и не понимает, в чем же проблема. В общем лучше всего на эту тему небольшая сцена из фильма "Самые быстрые в мире":
 
youtu.be/FvTEnydnoJ8

Комментарий от  

Ильдар Дауранов

  |  18 ноября 2014, 10:40

В доступной форме приведен концептуальный алгоритм положительного решения достаточно сложной задачи по обеспечению результативности обучения. Может быть полезен не только специалистам  в области SAP-обучения, но и более широкому кругу ученых и практиков, занимающихся различного рода тренингами и обучающими семинарами.
С уважением,
И. Дауранов,к.э.н.

Комментарий от  

Елена Колбей

  |  20 ноября 2014, 15:01

Относительно обучения SAP - алгоритм полезен больше заказчику, чем тренерам\компаниям\фрилансу\etc, занимающимся обучением. Для этой категории все более, чем очевидно.
По таблице 3 - использование новичков в обучении -может быть ошибкой, зависит от модуля SAP, и от начальных требований, предъявляемых к новичкам.
 
По поводу публикаций - не смотрела источники, но выглядит, как западная\американская действительность, не адаптированная к российским реалиям. Очень много хороших тренеров, не имеющих публикаций. Наличие последних - не показатель степени квалификации.

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  22 ноября 2014, 17:29

Относительно обучения SAP - алгоритм полезен больше заказчику, чем тренерам\компаниям\фрилансу\etc, занимающимся обучением. Для этой категории все более, чем очевидно.
По таблице 3 - использование новичков в обучении -может быть ошибкой, зависит от модуля SAP, и от начальных требований, предъявляемых к новичкам.
 
По поводу публикаций - не смотрела источники, но выглядит, как западная\американская действительность, не адаптированная к российским реалиям. Очень много хороших тренеров, не имеющих публикаций. Наличие последних - не показатель степени квалификации.

1. По таблице 3 - использование новичков в обучении -может быть ошибкой, зависит от модуля SAP, и от начальных требований, предъявляемых к новичкам.
 
Не согласен, новичок не может обучать по причине как раз того, что он новичок и сам не очень знает предмет, которому будет пытаться обучить пользователей. Пару раз приходилось после таких вот новичков обучателей, ломать у людей представление о том, как же действительно работает система. Потому что то чему их обучили, вызвало такие проблемы в работе с этими пользователями, что приходилось проводить новые мини-обучения. Так что лучше не надо... пусть новички сами обучаются, пока не поймут что и по чем :-) Ну это конечно если вас интересует качество обучения, а не закрытие актов об обучении.
 
2. "выглядит, как западная\американская действительность" - ну это выглядит только так, что вы можете прочитать, что пишет этот человек и понять качество его словарного запаса. Что касается тренеров в мире SAP, то не забываем, что в большинстве курсы уже выверены и написаны компанией SAP, поэтому тут работают только два фактора знание читаемого курса + знание предмета, чтобы случайно влетевший вопрос не поломал всю стройность изложения :-)