Меню

Руководство «Ведение объектов SAP IS-U EDM». Создание единицы балансирования и сервисного провайдера

|

При расширении территории лицензионной деятельности, помимо чисто технических и финансовых сложностей, вертикально-интегрированные компании сталкиваются с проблемой: практически каждая региональная энергоснабжающая компания эксплуатирует уникальную (зачастую не тиражируемую) биллинговую систему, различной степени интеграции с автоматизированными системами коммерческого учёта (АСКУЭ). Эти системы, в свою очередь, разнятся даже в пределах одного региона.

Содержание

Введение

Демонстрационный пример. Создание единицы балансирования

Демонстрационный пример. Создание сервисного провайдера

Введение

При расширении территории лицензионной деятельности, помимо чисто технических и финансовых сложностей, вертикально-интегрированные компании сталкиваются с проблемой: практически каждая региональная энергоснабжающая компания эксплуатирует уникальную (зачастую не тиражируемую) биллинговую систему,  различной степени интеграции с автоматизированными системами коммерческого учёта (АСКУЭ). Эти системы, в свою очередь, разнятся даже в пределах одного региона.

Вопросом унификации АСКУЭ субъектов Объединённого рынка электроэнергии (ОРЭ), вернее, выработкой единой концепции построения АСКУЭ ОРЭ в своё время соответствующие ведомства занимались и даже получили некоторые позитивные результаты. Например, в части лицензирования и сертификации АСКУЭ Центрами метрологии и стандартизации (хотя, следует отметить, что уровень тестирования и оценки достоверности результатов измерений вызывал массу нареканий со стороны энергоснабжающих компаний). Разработке аналогичных требований к биллинговым системам внимания уделялось критически недостаточно.

Кратко охарактеризуем наиболее существенные недостатки рынка биллинговых систем:

  • Автономность (личный кабинет, разумеется, можно было бы считать интерактивной связью с внешним миром, однако распространённость данного сервиса в настоящее время весьма незначительна, об обмене данными с системами внешних контрагентов, например, поставщиков по независимому тарифу, насколько мне известно, не было даже речи);
  • Зависимость от диктата фирмы-разработчика и, зачастую, даже от конкретного программиста, занимавшегося разработкой и адаптацией продукта;
  • В ряде случаев, частые изменения в законодательном поле и подзаконных актах влекут за собой существенные доработки, что в случае работающей системы весьма проблематично;
  • Стремление сэкономить вело к отказу от «портфельных» решений фирм, специализирующихся на поставке комплексных решений  интегрированных биллинговых систем и АСКУЭ;
  • Раздельное биллингование юридических и бытовых потребителей и, как правило, в различных системах;
  • «Ахиллесова пята» всех существующих систем – значительное количество данных измерений вносятся методом «ручного ввода» из-за недостаточного уровня автоматизации коммерческого учёта потребителей;
  • И, наконец, нестабильность «шлюзов» между существующими биллинговыми системами и АСКУЭ, в целом ряде случаев существующих независимо друг от друга.

Аналогичная ситуация сложилась также и в секторе балансирования. Примеров успешных решений в этой сфере крайне мало. А те, которые функционируют, представляют собой частично автоматизированные продукты.

В частности, не решена задача автоматизации процесса актуализации схемы нормального режима распределительных сетей и сетей высоких уровней напряжения для  балансирования.  Т.е. сама по себе задача решена в виде автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ), но они не интегрированы с коммерческими системами.

Автоматизация процесса определения объемов поступления электроэнергии периметра энергоснабжающих компаний, в силу относительно небольшой численности точек коммерческого учёта, реализована в целом удовлетворительно, однако её процент  может существенно отличаться от региона к региону.

Обмен данными с ОРЭ и смежными лицензиатами в лучшем случае выполняется в полуавтоматическом режиме.

Это, что касается ситуации в электроэнергетике. О балансировании теплоносителя, горячего и холодного водоснабжения (ХВС и ГВС) в теплоэнергетике говорить не приходится вовсе.

Потребность в унификации формата представления данных об объёмах полезного отпуска, передачи и поступления электроэнергии вынуждала крупные компании к поиску опять же частных, локальных разработок, которые в свою очередь усложняли и без того непростую ситуацию.

Внедрение отраслевого решения SAP для энергетики и коммунального хозяйства (IS-U) в тандеме с ERP позволяет решить все вышеперечисленные недостатки существующих систем, а также массу вопросов, косвенно относящихся к сфере производственной. 

В качестве яркого примера, можно привести возможность бесшовной интеграции с АСКУЭ и, любой внешней системой посредством открытого SQL.

К неоспоримым достоинствам SAP IS-U EDM можно отнести:

  • Обеспечение использования данных интервального учёта перетоков электроэнергии при формировании интегральных балансов (синтетический 30-ти минутный интервал, вне зависимости от типа измерительного прибора);
  • Возможность расчета балансов электроэнергии ежесуточно – оперативное выявление и устранение потерь;
  • Возможность прогнозирования энергопотребления и формирования прогнозного баланса (влияет на формирование объемов закупки в рынке);
  • Возможность отправки данных (настраиваемая опция EDM) об энергопотреблении внешним контрагентам: сокращение затрат за счет автоматизации рыночных процессов и обмена данными. Актуально для новой модели рынка;
  • Возможность замещения отсутствующих данных в системе до получения достоверных значений графиков нагрузки (импорт данных при отсутствующих результатах измерения в профиль прибора на основании среднесуточного потребления за базовый период, рассчитанного системой по формулам или посредством ручного ввода) – непрерывность процесса балансирования;
  • Сегментирование потребителей по различным критериям (промышленные, бытовые и т.д.) с возможностью сопоставления синтетического (расчетного) и фактического потребления;
  • Единое хранилище энергетических данных, а также единый механизм замещения неполных данных обеспечивает их полноту, непротиворечивость и непрерывность формирования фактического и прогнозного баланса энергопотребления.

Как было описано в предыдущей статье «Ведение объектов SAP IS-U EDM», сервисный провайдер – по определению (в системе) компания, которая обеспечивает поставку одной или нескольких сервисных услуг в точку подсчета.

В системе должны быть реализованы следующие основные типы сетевых операторов: распределение (транспортная услуга электроэнергии в распределительной сети), обеспечение (услуга по снабжению точки подсчета потребителя энергий), балансовый координатор (услуга по балансированию поставляемого вида ресурсов).

Создание сервисного провайдера для каждого из упомянутых видов услуг является необходимым этапом в условиях функционирования дерегулированного энергорынка.

В системе создание сервисного провайдера (для каждого вида услуг), в свою очередь, является необходимым и достаточным условием для создания единиц балансирования, которые объединяют единицы балансирования физические и виртуальные, соответственно.

Кстати говоря, поскольку речь зашла о балансировании, существует несколько вариантов построения иерархии электрической сети или их комбинации:

  • На основе управляющих сетей (greed), последовательно подчиняемых друг другу по определённым критериям, например: территория лицензионной деятельности компании, уровень напряжения, периметр поступления/поставки/передачи электроэнергии и т.д.;
  • На основе единиц балансирования, аналогично тому, как и в случае greed есть возможность выстроить иерархию объектов реальной электрической сети, последовательно подчиняя создаваемы единицы балансирования вышестоящим, например: КТП (комплектная трансформаторная подстанция) 10/0.4 кВ может являться нижестоящей единицей балансирования по отношению к секциям шин ПС (районной распределительной подстанции) 110/35/10 кВ и т.д., вплоть до системообразующих подстанций более высоких уровней напряжений;
  • На основе иерархии установок и, связанных с ними типовых и виртуальных точек подсчёта.

На рисунке 1 (Схема построения структуры баланса) представлен фрагмент комбинированной структуры формирования иерархии электрической сети.

Единица балансирования представляет собой объект в системе IS-U, соответствующий определенной балансовой сфере.

Назначение физической и виртуальной единиц балансирования каждой единицы балансирования является уникальным. Технических точек подсчёта может быть присвоено одной установке несколько.

Следует обратить внимание на то, что все объекты системы, которые так или иначе инициализируются посредством единицы балансирования (установка, прибор и/или инфо-запись, единица балансирования и т.д.), должны иметь одинаковые сроки действительности в системе. Т.е даты их создания и периоды действия должны совпадать.

Необходимым условием актуализации единицы балансирования в системе, при её создании является генерация единицы балансирования. В противном случае, при формировании варианта выбора (определение перечня единиц балансирования, для которых следует выполнять балансирование совместно) единица балансирования будет недоступна.

Естественно, может возникнуть вопрос: каким образом будет актуализироваться созданный таким образом аналог электрической сети? Ведь схема нормального режима понятие довольно условное. При текущей эксплуатации электросетевого хозяйства всегда выполняются плановые переключения, создаются временные или ремонтные схемы энергоснабжения, выполняются аварийные отключения оборудования. Их количество, в зависимости от сложности сетей распределительной и высокого напряжения может составлять от нескольких десятков до сотен в течение отчётного периода.

Существует несколько вариантов решения данной задачи. Наиболее изящным и привлекательным, по моему мнению, является использование стандартного функционала модуля PM (ТОРО) – WCM (Обработка отключений), предназначенного для контроля переключений, формирования в системе документов отключений и соответствующих сервисных сообщений.

Модуль Обработка отключений – это открытая система с различными документами отключения и гибкой пользовательской настройкой.

Для представления архитектуры обработки отключений существуют стандартная или расширенная модели.

Для обеих моделей определяются правила присвоения для отношений между документами отключения. Существует возможность ограничения этих отношений в соответствии с внутренними регламентами компании.

Заявки на отключение проходят обязательные многоуровневые деблокирующие согласования. Документы отключений (переключений) сохраняются в системе и могут быть доступны при наличии соответствующих полномочий каждому пользователю бизнес-актива.

Заявка на отключение - документ отключения в компоненте «Обработка отключений». Заявка на отключение – это сертификат безопасности, предназначенный специально для отключения. Используется для управления обработкой заказа с отключением и группирует оперативные списки отключений  (СО). Контроль и отслеживание этих списков осуществляется с помощью заявки на отключение.

Списки отключений могут быть стандартными и оперативными.

Стандартный список отключений - список отключений, используемый в качестве шаблона копирования при создании списков отключений.

Стандартный список отключений не может использоваться для выполнения отключения. Поэтому он не может быть переключён или присвоен. Стандартный список отключений используется в качестве шаблона копирования для списков отключений. Это означает, например, что списки отключений для сложных структур производственного оборудования не всегда должны создаваться заново.

С помощью стандартных СО можно создать библиотеку шаблонов. Библиотека стандартных списков отключений упрощает планирование отключения и таким образом обеспечивает большую безопасность.

Оперативный список отключений - список отключений, который используется для отключения технических объектов, и поэтому может быть переформирован.

Оперативный СО можно создать как из другого оперативного СО, так и из стандартного списка отключений. В этом случае данные образца копируются полностью и доступны для дальнейшей обработки.

Таким образом, подводя итог, хотелось бы отметить, что описанный выше компонент системы представляет собой гибкий инструмент фиксации состояния коммутационного оборудования, позволяющий, кроме прочего актуализировать в реальном времени конфигурацию электрической сети любой сложности.

Демонстрационный пример. Создание единицы балансирования

Обратимся теперь непосредственно к теме публикации. Ниже перечислены этапы создания единицы балансирования. Транзакция: EEDMSETTLUNIT01 – создание единицы балансирования:

  • вход в SAP IS-U (рис. 2);
  • ввод транзакции создания единицы балансирования (рис. 3, 4);
  • переход на первый экран создания единицы балансирования (рис.5);
  • заполнение полей выбора. Первый экран создания единицы балансирования (рис.6-12).
  • завершение выбора и переход на второй экран создания единицы балансирования (рис.13)
  • заполнение полей выбора. Второй экран создания единицы балансирования (рис. 14-37);
  • генерация единицы балансирования. Второй экран создания единицы балансирования (рис. 38 -40);
  • завершение создания единицы балансирования. Переход на первый экран (рис. 41);
  • завершение создания единицы балансирования (рис. 42);

Рис. 2 Вход в SAP IS-U

Рис. 3 Ввод транзакции создания единицы балансирования

Рис. 4 Ввод транзакции создания единицы балансирования

Рис. 5 Переход на первый экран создания единицы балансирования

Рис. 6

Если хотите прочитать статью полностью и оставить свои комментарии присоединяйтесь к sapland

У вас уже есть учетная запись?

Войти

Обсуждения Количество комментариев2

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  27 ноября 2017, 22:18

Можно узнать у читателей, кто-то осилил все экраны создания? Однако, 3 экрана описания как ввести код транзакции и 9 экранов заполнения ТРЕХ полей, как говорили в одном хорошем фильме: "Сдается, господа это была комедия".

Комментарий от  

Олег Точенюк

  |  15 января 2018, 17:19

Можно узнать у читателей, кто-то осилил все экраны создания? Однако, 3 экрана описания как ввести код транзакции и 9 экранов заполнения ТРЕХ полей, как говорили в одном хорошем фильме: "Сдается, господа это была комедия".

Жаль, жаль, что мы так и не услышали начальника транспортного цеха, точнее еще кого-либо кто освоил и осилил данный текст...